Я готовилась к лекции для студентов о французской живописи ХIХ века. Меня заинтересовали работы художников, которые изображали канкан. Очень многие художники стремились изобразить этот зажигательный и темпераментный танец. Начиная с Тулуз Лотрека, Жоржа Сера до Жан-Габриэля Домерга, которые модному танцу посвятили множество работ. Глядя на живопись с изображением танцующих, создавалось впечатление, что канкан танцует весь Париж.
О канкане поэты писали стихи. Этому танцу посвящены несколько кинофильмов.
Интересно, что кабаре, которые открывались в Берлине, Санкт-Петербурге и Москве не получили такого размаха, как в Париже знаменитый Мулен Руж. Возможно, что всему есть свое время и место. Хотя кинофильм « Кабаре » в свое время собрал огромную аудиторию.
Как-то были на экскурсии в Санкт-Петербурге и посетили возрожденное кафе «Бродячая собака». Прежде, чем мы зашли в подвальчик, наш экскурсовод с жаром рассказывала нам предысторию этого знаменитого кафе Серебряного века. Несмотря на то, что мы уже были настроены на интересное событие, экскурсия нас поразила своим содержанием, атмосферой, мастерством рассказчиков. Удивительное место этот Подвал Бродячей собаки.
Здесь был известный музыкальный и артистический салон братьев Виельгорских и было собраны материалы по русской истории и культуре. Дом принадлежал П.Я. Дашкова, собирателю уникальных материалов, рукописей, гравюр и т.д. Сама история кафе « Бродячая собака » уникальна, интересна и содержательна. Здесь бывали поэты Серебряного века, художники, артисты, но известно, что А.Блок не посещал знаменитого кафе.
Меня как-то пригласил режиссер московского кабаре. Я провела вечер в очень уютном и хорошо приспособленном для кабаре помещении. Отличная сцена в большом зале ресторана с балконом. Отличная и разнообразная программа, в которой замечательно пели и танцевали.
Несмотря на большую рекламную кампанию, когда по всей Москве были размещены афиши кабаре, начинание не прижилось. Здание было передано Московской областной Думе. Но кабаре живучи, и по крайней мере в Москве они сохранились и пытаются представлять эстрадные программы в банкетных залах.
В поисках живописных работ я увидела фильм под названием « Французский канкан » . Я с большим удовольствием посмотрела этот фильм, а потом еще и пересматривала его. Фильм создал Жан Ренуар, сын знаменитого художника Огюста Ренуара. В главной роли снимался Жан Габен, который в молодости работал в Мулен Руж.
Жан Габен играл Анри Данглара, который прогорал со своим кафе, но к нему пришла идея возродить канкан и создать яркое представление для богатой публики. И ему это удалось. Начались репетиции. Приглашенные девушки из самых низов Парижа, растягивались на шпагат, репетировали зажигательный танец. Артисты старались как могли. Выступал артист, исполнявший художественный свист. Пели замечательные певицы, среди которых можно было узнать Эдит Пиаф. Задорный конферансье объявлял эстрадные номера, но главным гвоздем вечера был, конечно, захватывающий канкан.
Франсуа Трюффо в рецензии на фильм назвал его вехой в истории цветного кино. А Роджер Эбер в 2012 году фильм « Французский канкан» внес в список «Великих фильмов». И это действительно так. Потрясающая программа, канкан настолько темпераментный, что удивляешься, как артистам и танцорам хватает здоровья. Зрелище потрясающее!