Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Моя эстетика была враждебна Советскому Союзу»

– Николай, а карьера балетмейстера как у вас пошла? Вы что-нибудь поставили?

– Ой, очень много всего поставил. Во-первых, все, что идет в школе, – все идет в моих постановках. В Большом театре я восстанавливал «Шопениану».

Дело в том, что сейчас очень модно реанимировать старую классику. Я этим занимался и делал это для детей. Ну, в основном, потому что меня до театра не допускают, потому что слишком много успеха будет, опять шум, Цискаридзе громкое имя, а надо деньги уводить в другую сторону.

Ну, я делал для Театра Сац, я сделал свою версию «Щелкунчика» в свое время. Но опять же на основе Вайнонена. Просто многие вещи, которые я восстанавливал для юбилея Петипа, я говорил, что это Петипа, конечно, это мои выдумки на тему. Там было несколько комбинаций исторических, но все остальное надо же было как-то свести.

-2

– А вечный вопрос, как вы записываете? Невозможно же...

– Нет, сейчас есть камеры. А остальное все выдумка. Это знаете как, разве можно перевести какую-либо литературу? Вы же замечательно знаете английский язык.

– Знаю, перевести можно.

– Все равно это произведение Пастернака.

– Ну хорошо. Вот танец вам надо записать, что вы пишете: поворот, фуэте?

– Никак. Могу записать, но расшифровать смогу только я. Потому что я записывал в определенный момент, в определенном настроении и половина из этого, то, что я записывал...

– А исполнителям вы просто показываете?

– Конечно.

-3

– И ничего, кроме этого?

– Нет. А потом этому исполнителю подходит так, а этому так, потому надо немножко видоизменить, чтобы человеку, который пришел в зал, было интересно.

– Слушайте, любимая история моя – это бегство Годунова, в котором помогал Бродский. Бегство Нуреева. Вы бы сбежали в 70-е годы?

– Я думаю, что меня бы кокнули до этого.

– Почему? Что, такие нравы были прямо в 70-е годы?

– Да. Во-первых, я бы не дошел бы до сцены. Думаю, что...

– Ну, почему?

– Моя эстетика была враждебна Советскому Союзу, меня бы до сцены не довели никогда.

Александр Годунов
Александр Годунов

– А вы бы сделать себе советскую эстетику не смогли?

– Ну куда? Знаете, это гениальная фраза моего педагога. Тогда шло два спектакля в московском училище. «Тщетная предосторожность» и «Коппелия». «Коппелия» происходит в городе, а «Тщетная» в деревне. И я танцевал «Коппелию» И кто-то из педагогов говорит: Петр Антонович, а почему Коля не приготовит «Тщетную»? Тот повернулся сказал: Коля крестьянин?

– Ну разные бывают крестьяне...

– Ну не бывают такие крестьяне, ну что вы? С этой внешностью. Какие крестьяне? Но я говорю о театре в наивысшей степени. Тогда, когда амплуа в этой стране существовало.

– Ну так вы сбежали бы?

– Я вам еще раз говорю, я наверное до заграницы не доехал бы.

– Ну, допустим, вы доехали в кордебалете.

– Думаю, да.

– Сбежали бы?

– Да. Потому что советская эстетика была не моя.

– И там бы все сложилось?

– Никто не знает. Сложилось-то не у всех. Многие сбежали, но у Годунова, например, ничего не сложилось.

Михаил Барышников
Михаил Барышников

– А у Барышникова видите как?

– А потому что он абсолютно их персонаж.

– В чем это выражается?

– Менталитет.

– То есть он все считает?

– Все.

Из разговора с Дмитрием Быковым