Трагическая сказка о Русалочке экранизировалась множество раз, а также цитировалась в других произведениях, ведь трудно остаться равнодушным к такой искренней и жертвенной любви. Цитировалась она и в аниме, примером может послужить грустная история любви Мики Саяки из «Девочка волшебница Мадока Магика»…Однако, здесь это скорее пример зеркальной реминисценции отчасти. Сейчас постараюсь объяснить почему. Что же такое реминисценция?
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или несознательное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.
Итак, речь и упоминание пойдет здесь о классической и оригинальной сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка», ведь в этом аниме образ Саяки это отсылка именно к этой истории. В отличие ,от версии мультфильма студии «Disney» , творения великого сказочника печальное и его конец нельзя назвать счастливым.
Коротко о сюжете оригинальной «Русалочки».
Маленькая морская принцесса грезит о прекрасном мире людей, слушая рассказы своих сестер побывавших там, ждет того часа когда и она сможет побывать в верхнем мире. Когда ей исполняется 15 лет, она всплывает на поверхность и видит празднование на корабле, замечает там красивого юношу и влюбляется в него. Позже она спасает его из морской пучины, выносит на берег, где из страха, что тот увидит, ее рыбий хвост оставляет, а Принца находит другая девушка в окружении монашек (вот ту другую он принимает за свою спасительницу, Русалочки он просто даже не видел). Бедная морская дева хочет быть вместе с возлюбленным и ради этого заключает сделку с Ведьмой, свой прекрасный дивный голос отдает взамен на пару неказистых людских подпорок. Каждый шаг отныне будет причинять ей боль, точно та идет по тысячи лезвий. Но и это еще не все, если Принц полюбит другую, ее сердце разорвется и она превратится в морскую пену. Принц же любит Русалочку, но скорее, как милое дитя и свою младшую сестру и не перестает грезить о том, что однажды найдет свою спасительницу. Конечно, за нее он позже принимает Принцессу и женится на ней, а Русалочки остается лишь танцевать на их свадьбе и ждать своей погибели. И надо сказать, что Принцесса не просто не злодейка, она хороший благочестивый человек, к тому же очень набожный. От предложенного «спасения» в виде кинжала принесенного ее сестрами она откажется ( лишь убив принца она сможет стать снова русалкой), предпочтя свою смерть вместо убийства любимого. Но, она получит то о чем мечтала больше всего - бессмертную душу(да в оригинале это так). Русалочка получает такую возможность ее заслужить. В сказке упоминается, что хотя и живут русалки 300 лет, от них ничего не остается после смерти, в отличие, от бессмертной души человека. Русалочка превращается в дочь воздуха.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и её голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!
Теперь о Саяке и ее истории.
Саяка также, как и героиня Андерсена страдает от неразделенной любви к скрипачу Кеске и также боится, не решается признаться. Девочка заключает магический контракт с Инкубатором (правда не зная всех «сюрпризов» о которых предстоит ей узнать) ради спасения своего возлюбленного. Она отдает свое желание ему, она желает, что бы тот выздоровел и снова мог играть на скрипке. В каком-то плане эта «Русалочка» дарит «голос» своему скрипачу (тот снова может играть). Теперь она вечно обречена, сражаться с ведьмами, но что может быть лучше, чем знать, что любимый счастлив и в тайне мечтать о любви, ведь именно она спасла его. Цвет одежды Саяки синий, что как бы говорит о водной стихии, а основное оружие сражений это мечи и рапиры («хождении по тысячи лезвий»). Однако, скрипач предпочитает ей другую, да еще и ее лучшую подругу ( он тоже не знает о своей истинной спасительнице, для скрипача Саяка просто друг и не больше). Но, тут происходит не просто пример цитирование, а именно пример зеркальной реминисценции. Если Русалочка Андерсена получила возможность обрести душу, то Саяка потеряла свою. Оказывается, желание исполнялись не просто так, теперь ее душа навечно заключена в камне-самоцвете души, она отделена от тела. Именно это одна из причин, почему девочка считает себя зомби (она больше не человек) и уступает любимого подруге. Но она также не знает и еще одного условия, о котором умолчал Кьюбей, если ты впадешь в отчаянье, то перестаешь быть волшебницей и обратишься в ведьму, против которых сражалась. Форма Ведьмы Саяки – Октавия напоминает русалку. Если подумать, то Русалочка превратилась в человека, а Саяка наоборот в русалку. В отличие от дочерей воздуха, ведьмы несут проклятия и страдания. Позже после переустройства мира Мадокой Саяка в каком-то плане стала «дочерью воздуха» вместе с Нагисой сопровождая и оберегая закон цикла. Но в целом история ее трагична , но вместе с тем поучительна и интересна.
#puellamadokamagica