Найти в Дзене
Новый драматический театр

Евгений Кениг: «Не хочу врать зрителям и самому себе…»

Оглавление

Спектакль по пьесе Мольера, к которой обращались, каждый в своё время, классики русской и советской режиссуры, появился на сцене «Мастерская» Нового театра в 2013 году. Тогда петербургский режиссёр-постановщик Денис Хуснияров хотел поговорить с молодыми людьми в зале о том, кто такой Дон Жуан их поколения, в чём он прав и в чём виноват, действительно ли этот персонаж — безбожник, развратник, циник, мизантроп… или всё немного сложнее? То, что Дон Жуан, по Хусниярову, не пресыщенный мужчина средних лет, а юный бунтарь — было принципиально, и все исполнители, впоследствии сменяющие в этой роли Данилу Якушева и друг друга, были молоды. Но прошли годы, изменилось многое — мы живём уже в другом мире, другой стране, и в зале сидят другие юноши и девушки…

О работе над ролью рассказывает актёр, недавно введённый в спектакль, наш новый Дон Жуан — Евгений КЕНИГ

Евгений КЕНИГ
Евгений КЕНИГ

Да, жизнь не стоит на месте, всё меняется… но я думаю, что проблемы, которые мучают человека, остаются неизменными. И то, что было важно тогда, актуально и теперь. Просто мы — те, кто сейчас играет этот спектакль, — несём в себе дух нашего времени, нового века с его идеями, проблемами, противоречиями и так далее. Наша задача — найти общий язык с молодым зрителем, и постараться показать более старшему поколению то, как смотрим на мир именно мы. Так как я был введён на эту роль, в уже устоявшийся сценический текст, сложившийся ранее рисунок, я понимаю, что сравнений с другими исполнителями не избежать… и, возможно, не всегда эти сравнения будут в мою пользу. Но тут важно помнить, что я — это я, мой персонаж — это МОЙ персонаж. Я не хочу врать зрителям, а тем более самому себе. Специально «под исполнителя»
#спектакли не корректируют, скорее, наоборот — каждый из исполнителей этой роли играет своего Дон Жуана, как он его понимает. От этого и трактовка #пьесы чуть-чуть меняется, адаптируется, это живой творческий процесс… Каждая театральная эпоха рождает Дон Жуана таким, какого требует время.

Дон Жуан - Ю. Юрьев, Н. Волков, А. Баргман... три времени русского театра
Дон Жуан - Ю. Юрьев, Н. Волков, А. Баргман... три времени русского театра

Дон Жуан-2021: кто он?

Для меня было важно уйти от привычного шаблона Дон Жуана — красавчика, разбивающего сердца. Интересно, что мой герой очень молод, но чувствует себя лишним, несмотря на то, что ему чуть больше двадцати лет. Он понимает, как устроен этот мир, и не хочет с этим мириться. Наверное, со мной многие не согласятся, но я убеждён: всё, что он делает, является неким показательным выступлением, обличающим человеческие пороки. Дон Жуан настолько дорожит своей правдой, что не может остановиться, ему нужно снова и снова доказывать себе, что он прав, и поэтому всякий раз, когда кто-то подвергает сомнениям его веру, это выводит его из равновесия. Если говорить о моей собственной позиции, то я больше симпатизирую своему персонажу, нежели осуждаю его, ведь в конечном счете он остаётся победителем. Принято считать, что финал данного произведения — это кара свыше, но в нашей трактовке в ином мире Дон Жуана встречают как равного! И его «проступки» расцениваются не как преступление, а скорее как вызов, который Небеса приняли.

В роли Дон Жуана
В роли Дон Жуана

Похож ли я сам на Дон Жуана… Скажем так: мне бы хотелось бы быть похожим на своего героя, но, боюсь, мне не хватит смелости.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Работа продолжается

Пока я сыграл на зрителя всего несколько спектаклей, поэтому, можно считать, что работа над ролью ещё продолжается. На данном этапе я стараюсь крепко ощутить «почву» в данном материале. Однажды на #репетиции был один забавный момент. Я тогда в первый раз репетировал сцену после прихода призрака, все шло хорошо, ничего не предвещало беды, и вот, наступает сцена «истерики» Дон Жуана. Я думал: «Сейчас я всем покажу свой темперамент, свой талант!..» , и изо всех сил играл страдания, корчился, что-то вопил, и вдруг слышу — как будто кто-то смеётся. Я сначала подумал , что мне показалось, так как в зале был только я и Лёша Спирин, который очень трепетно относился ко мне и моему вводу в этот спектакль… и я продолжил с ещё большей силой. Это теперь я понимаю , что мои мучения были больше похожи на кривлянья, но на тот момент я этого не замечал. Ну вот, я продолжил, и слышу, как уже на весь зал раздаётся не просто смех, а дикий хохот! Выяснилось, что это был наш звуковик. Скажу честно: я дико смутился, и потом боялся играть эту сцену. Но теперь я понимаю, что эта реакция мне очень помогла. Нужно отдавать ровно столько, сколько есть внутри, и не стараться специально кого-то удивить.

Дорогие зрители, ждём вас на спектакле "Дон Жуан" в МНДТ (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499) 182-03-47