Найти в Дзене
Татьяна Костырева

Нежней любви

С глубоким уважением отношусь к супружеским парам, прожившим вместе долгие годы. Критерием их верности, безусловно, будет любовь, но выстраданная, завоёванная именно этими годами, пришедшая не в день свадьбы, как всем нам кажется по молодости, а родившаяся в проживании и горестей, и потерь, и той радости, когда ощущалось величие плодов обоюдного терпения, прощения, преодоления.

И тут уж не страшны немощи, выпившие красоту и силу, ибо прожитое на двоих становится тем запасом ценностей, которые и есть любовь, не оставляющая родного человека ни в болезни, ни в старости. Это оплот не только двоих, но и их детей, внуков, как пример вечного милосердия, родового величия.

Леонид Степанович и Зинаида Михайловна       Фото Татьяны Костыревой
Леонид Степанович и Зинаида Михайловна Фото Татьяны Костыревой

В ноябре супруги Булатовы , проживающие в Манчаже, отпраздновали золотую свадьбу - 50 лет совместной жизни. Как и все люди того поколения богатства не скопили, считая своим главным достижением сына и дочь. И в скромном жилище им всего достаточно, а душа лишь обращается к небу в молитве за детей и внуков.

Мамин дневник и новогодняя ёлка детства

Зинаида Михайловна , родившаяся в 1941 году, события детства вспоминает, читая мамин дневник, бережно хранимый. Её мама, Мария Кирилловна, несмотря на тяжёлое детство - семью раскулачили, лишив крова, смогла получить хорошее образование. Хотя, когда отца отправили в ссылку, где он и умер, детям пришлось остаться без крова и собирать гнилую картошку по полям, питаться гнилыми листьями капусты.

По распределению она попала в Манчаж, где вышла замуж за Михаила Константиновича Тихомирова. До войны работала в исполкоме, муж трудился в типографии, а затем корректором в редакции газеты "Голос колхозника".

6 ноября 1941 года Михаил Константинович ушёл на фронт. Пока был в дороге, от него шли письма, а в январе пришла последняя весточка от сослуживца: " 12 декабря 1941 года на нашу дивизию налетели 12 вражеских самолётов, завязалась страшная битва. В этом бою пропал Тихомиров, нигде не могли его найти…"

Мария Кирилловна, оставшаяся с четвёркой детей и с двумя стариками, родителями мужа, сначала отчаялась, но потом взяла себя в руки: " Миша, прощаясь, наказывал сохранить детей, вырастить их хорошими и достойными людьми. Я должна жить! Купила всяких семян, буду сажать, хотя никаких сил нет".

Старшие сёстры Аля и Лена тяжело переболели корью, что отразилось и на двойняшках - грудничках. Восьмимесячная сестра Нина умерла.

Зинаида Михайловна помнит, как мама выставляла на лавку четыре кружки молока и по маленькому кусочку хлеба, а она, самая младшая, старалась отделить от куска щепотку и припрятать в щербинку под лавкой, чтобы, когда защемит в животе, съесть сухарик. Жили голодно.

В детский сад Зина не ходила, хотя очень хотелось поиграть с ребятами. Тем более, что здание садика находилось недалеко от их дома, и светящиеся окна манили к себе - там был волшебный мир. В преддверии Нового года Зина приходила к окнам детсада, дыханием согревала заиндевевшее стекло и любовалась огромной ёлкой, светящейся от стеклянных игрушек. Ах, как ей хотелось туда! И именно эти ощущения чуда и недосягаемости подтолкнули к решению - буду воспитателем!

Все сёстры Тихомировы учились хорошо. Аля, закончив десятилетку, поступила в педагогический вуз; Лена, вышедшая из школы с золотой медалью, училась на механическом факультете; Зинаида, не изменяя мечте, поступила в Ирбитское дошкольное педучилище. А в 1961 году вошла воспитательницей в двери того самого детского сада, куда так мечтала попасть. Здесь она проработает 35 лет.

- С детства сохранив любовь к таинству новогоднего праздника, - говорит Зинаида Михайловна, - я, будучи воспитательницей, старалась придумывать какие- то необычные, сказочные утренники, дарящие детям и взрослым потрясающие ощущения чуда. Хорошо тогда работалось нам вместе с музыкальным работником Александром Леонидовичем Зиминым. Интересными у нас получались и выпускные.

От трудодней до зарплаты

Леонид Степанович родился в 1943 году в д. Ежова. Мама, Мария Ефимовна, трудилась разнорабочей: ходила за лошадьми, работала телятницей и птичницей. Лёня был старшим среди четверых её детей. За ним шли Валя, Коля, Таня. Ежовские ребятишки до третьего класса учились в своей деревенской школе, а в четвёртый класс уже ходили в манчажскую "Красную школу". Вот его воспоминания:

- Каждый день и в дождь и в снег бегали в Манчаж. Два километра пути в одну сторону. В школе писали перьями. Жили голодно, что тут говорить. Крапиву и ту вырывали подчистую. Горько вспоминать, как мы решили поживиться молодым горохом на колхозном поле, да налетел на нас управляющий на лошади, прогнал плетью. Сам больше помял, чем мы бы съели. Бывало, удавалось конопляного семени набить в карманы.

Праздником для меня было ходить в правление колхоза за бабушкиной пенсией, которая составляла 16 килограммов муки. Интересно было, а какую муку дадут - гороховую, пшеничную, ржаную? Денег живых мы не видали. Мать работала на трудодни, а если 500 "палок" не выработаешь за месяц, то в конце ничего и не получишь. Я начал трудиться с восьми лет, так тоже зарабатывал то "полпалки", то "палку". Возил на лошадке навоз с фермы по полям, боронил тоже на лошади. А в 1960 году начал учиться в Красноуфимском ремесленном училище №37 на тракториста. Уже через год получил новенький трактор МТЗ -5 ЛС. Работал на посадке картошки, покосе и уборке. Высажал саженцы сосны, ёлки, пихты вдоль тракта.

В 1962 году призвался в армию. Служил три года в Германии в танковых войсках. В армию уходил из Ежовой, а вернулся в Манчаж - деревня прекратила своё существование. Попытался жить в городе. Устроился фрезеровщиком на Уралмашзаводе, но через год вернулся в село. В Манчажском совхозе обучился у Василия Вафиева сварочному делу. Во время посевной и уборочной ездил по полям, ремонтируя технику. Затем поставили меня помощником к Алексею Дмитриевичу Лукоянову, а чуть позже я у него и принял экскаватор, проработав на нём до 1990-го года. Последующие годы до пенсии занимался кузнечным делом в МТМ. Обучил меня Дмитрий Иванович Шульгин. В семидесятые годы окончил вечернюю школу. Вступил в партию, был коммунистом.

Желание под бой курантов

Познакомились Зинаида и Леонид в красном уголке совхозного дома заезжих. Вечерами туда собиралась молодёжь посмотреть телевизор. В тот раз шло фигурное катание. Сели рядышком, посмотрели друг на друга, а после и к свадебке начали готовиться.

Булатовы поженились 6 ноября 1968 года. Через год родился сын Андрей, а следом и дочь Юлия. Андрей окончил строительный факультет УПИ, сейчас трудится на радиозаводе начальником отдела капитального строительства в Каменске - Уральском. Юлия училась в Пермском фармацевтическом институте, сейчас живёт и занимается аптечным делом в Алма-Ате. Есть у Булатовых и замечательные внуки: Евгения, Александр и Даниил.

Пока Зинаида Михайловна хлопотала за чайными чашками, накрывая стол, я попросила Леонида Степановича рассказать о любви к супруге, как он понимает это чувство, как прожил с ним.

- Я вот как скажу, - начинает пожилой мужчина, - жизнь прожить не поле перейти, всякое было в нашей семейной жизни, а у кого всё гладко? Но лучше моей Зинаиды женщины нет! Она мягкая, незлопамятная, умеющая прощать. Когда нам в то время было миловаться: в шесть утра уходил на работу, за полночь, особенно в уборочную страду, возвращался. Я и детей то мало видел. А в сенокос пластались и по ночам. Помню, привёз сено уж после двенадцати, а ночи светлые, вот и отмётывали. Держали корову да и матерям помогали, они тоже без коров не живали. Так и бились.

Зинаида Михайловна улыбаясь, добавляет:

- Когда мама пришла жить к нам во вторую половину дома, то и конюшню поделили на две стайки: в одной наша корова, во второй - мамина.

Мы очень счастливые люди: вырастили хороших детей, которые получили прекрасное образование; имеем замечательных внуков; живём в большом просторном доме (кстати, когда - то этот дом был правлением колхоза), у нас есть всё, что нужно для жизни. Дети навещают нас и помогают. Всё лето у нас гостит внук Даниил, он обучает меня ментальной арифметике - это увлекает. Мы с Леонидом много читаем, берём книги в библиотеке, выписываем любимую газету "Аргументы и факты". Держим курочек. Выращиваем овощи. Я сажаю ещё и цветы, украшая ограду цветниками. О болезнях говорить не буду, у кого их нет в нашем возрасте.

Однажды, несколько лет назад, встречая новый год, под бой курантов мы на отдельных листках написали каждый своё желание, записки убрали в укромное место. И как - то спустя долгое время я наткнулась на них. Решили прочитать, и каково было наше удивление, когда оказалось, что мы не сговариваясь, написали одно и то же: дожить до золотой свадьбы!

Слушая пожилую чету, я испытала восхищение от таких простых, но в тоже время потрясающих слов о любви. Наблюдая за тем, как интеллигентно и корректно Зинаида Михайловна воссоздаёт в памяти какие - то неприятные моменты, при этом никого не обвиняя, учусь мудрости, которая в том, что не бывает любви без испытаний, но когда их выдержишь, то и рождается, то настоящее чувство, о котором говорит поэт Степан Щипачёв:

Как хочешь это назови,

Друг другу стали мы дороже,

заботливей, нежней любви,

но почему я так тревожен?

Стал придавать значенье снам,

порой задумаюсь, мрачнею….

Уж видно, чем любовь сильнее,

тем за неё страшнее нам.

Татьяна Костырева

2018 г