На Мотовесна 2021 я увидел интересный трицикл. Очень компактный, он стоял среди множества велосипедов и поначалу я подумал, что это тоже ВЕЛО. Однако это совсем не так, это электромобиль, причем уникальный!
Его разработкой, доводкой и внедрением, вот уже 10 лет (десять!) занимается изобретатель, кандидат технических наук Алексей Казарцев.
Как и большинство изобретений, его детище родилось из того, что Алексею стало неудобно. Неудобно из-за того, что он на своем мотоцикле ездил от силы два-три месяца в году, а в остальное время у нас ... Зима.
Зимой холодно, снег, а то и снег с дождем, на дорогах скользко - в общем не лучшее время для мотоциклиста. Казалось бы что тут такого? Все мотоциклисты с этим сталкиваются и благополучно пересаживаются в автомобили (Хотя есть и отчаянные, которые продолжают ездить).
Но у изобретателей другое мышление, нежели чем у обычных людей. Решил Алексей, что надо совместить плюсы мотоцикла (маневренность, малые габариты, низкий расход) и автомобиля (комфорт, лучшая безопасность для пассажиров). Так и родился этот проект МК-17.
Изначальная идея: Просто накрыть мотоцикл кабиной переросла в инновационный проект. Постепенно пришли к конструктиву типа трицикл - он более устойчив на дороге, отказались от двигателя внутреннего сгорания в пользу электротяги. Причем все это не из-за сегодняшних модных течений, а из-за "холодного" математического расчета.
Ведь почему у обычных трициклов с кабиной, такая маленькая максимальная скорость, порядка 40-50 км/ч? - Всё из-за того, что есть большая вероятность, что на большей скорости, входя в поворот, он попросту перевернется.
А сместить центр тяжести, как это делают мотоциклисты, не получится - мешает кабина.
Если "гора не идет к Магомету" (мотоциклист не может кренить трицикл) значит сам трицикл должен наклоняться!
В мире, разработки такие уже есть, но у всех них есть одна очень большая проблема - недостаточно быстрая реакция на внешнее воздействие (порыв ветра, попавший камень под колесо, яма в конце-концов).
Именно систему стабилизации, которая работает на голову быстрее и надежнее всех других разработок и придумала группа ученых, изобретателей во главе с Алексеем Казарцевым.
Чтобы показать как на практике действует их детище, ученым пришлось самим делать опытные образцы, тестировать их, и доводить до совершенства алгоритмы работы.
Для основы они взяли стандартный китайский трицикл, коих в Поднебесной уже и не пересчитать. Они его разбирают, и в итоге от "донора" остается только внешняя часть кабины и рама.
Кабина, а это стеклопластиковый кузов с двойной металлической рамой, тоже разбирается, утепляется и приводится в человеческий вид.
Устанавливаются датчики, которые отслеживают положение кабины в пространстве: гироскопы, акселерометры, магнетометры.
Все датчики подключается к бортовому компьютеру, где специальная программа (включающая 5 Мб уникального кода) обрабатывает данные и выдает команды на силовой привод механизма стабилизации.
Первые версии МК-17 были заднеприводными. Однако в результате тестов (к седьмой версии) перешли на передний привод - с ним трицикл едет устойчивее и затрачивает на стабилизацию меньше энергии.
А энергия это наше все!
Тут установлена литий-ионная батарея (Li-ion) на 80Ач, с напряжением в 72В. Электродвигатель мощностью в 6 кВт разгоняет трицикл до 100 км/ч.
Запас хода в городском режиме составляет 100 км.!
Кабина естественно с обогревом: есть печка электрическая, есть подогрев сиденья и подогрев ручек руля. Поэтому зимой потребление энергии возрастает на 20 %, а запас хода, соответственно падает. Но и такого запаса хватает для ежедневных задач. К примеру Алексей Казарцев на этом электро трицикле ездит круглый год и зимой и летом.
Заряжается МК-17 от обычной розетки 220В. Полная зарядка батареи занимает 5 часов.
Это транспортное средство сертифицировано по категории L5. Соответственно номера мотоциклетные, соответственно даже в кабине надо ездить в шлеме! (Как впрочем и на других трициклах)
Для того чтобы лавировать в потоке и двигаться в пробках "как мотоцикл", на МК-17 кроме привычных зеркал установлены дублирующие видеокамеры: заднего вида и боковые.
За 10 лет существования проекта Алексей Казарцев обратился, как он сам говорит, во все структуры и на все предприятия России, связанные с машиностроением. Никто не захотел производить инновационную технику.
Зато проектом очень сильно заинтересовались в Китае и в Индии. Они готовы вкладывать деньги и производственные мощности хоть сейчас. Тормозит только процесс получения патентов (чтобы разработка "случайно" не ушла к новым производителям).
МК-17 расшифровывается как Мотоцикл Казарцева
Только при таком раскладе этот электро-мото-трицикл в России уже вряд ли появится. И связано это даже не с новыми патентами, а с тем что растаможка, доставка и повторная сертификация удвоит цену.
Судите сами: даже урезанная версия с двигателем в 3 кВт будет стоить 360 тысяч рублей. Но растаможенная и ввезенная к нам из Китая, будет стоить уже 700 тысяч. Вот такая арифметика :(
Так что уникальная разработка, в ближайшее время появится в Китае, а мы будем экспортировать только устаревшие модели для развозки пиццы, причем выдавая это за прорыв в области электротранспорта :(
В продолжение темы:
Калашников стал выпускать электромобили
По виду - это грузовой пикап, по документам электровелосипед. Оцениваем достижения китайцев
Электрический Тук-Тук по цене айфона