обращается ко всем мастерица из Верхнего Бардыма
Творческая семья - в горнице полно добра
Я с нескрываемым интересом разглядываю коллекцию кукол, сделанных из чаги. Боярыня в кокошнике и в пышном платье, ненецкая красавица в меховой шубе - панице, дородная купчиха…- все улыбчивы, как хозяйка, смастерившая их. Помимо поделок из природного материала, я замечаю множество работ, выполненных в технике лоскутного панно, вышивку, поделки из конфетных фантиков, среди которых малахитовая чаша, лебеди. Тут же фонари из коктейльных трубочек, забавные аппликации, куколки - деревяшки в национальных костюмах. Всё это изобилие поделок демонстрируют мне жительница Верхнего Бардыма Г. П. Веденина и её внук Захар, с которым они вместе занимаются увлекательным творчеством.
Японский шёлк да швейная машинка
Интерес к народно - прикладному искусству у Галины Прохоровны появился ещё в далёком детстве. Росла она в семье образованных родителей. Мама, Анастасия Михайловна, во время войны училась в Красноуфимском педучилище, откуда её по распределению отправили в д. Старо - Бухарово Нижнесергинского района. Там она вышла замуж. Сначала работала учительницей младших классов, а затем и заведующей детским садом. Папа, Прохор Михайлович, имел бухгалтерское образование, трудился продавцом, а потом и агрономом. А ещё он на удивление красиво шил марийские костюмы, переняв это мастерство от своей матери Марзян. В доме была швейная машинка, которую прятали от детей (у Галины была сестра Людмила) в шкаф, но это не останавливало маленькую швею. Она, улучив минуту, когда родители уходили из дома, открывала дверцы и прямо в шкафу шила из лоскутков тряпичных кукол, а волосы приделывала им из разрезанных капроновых чулок. А однажды, вытащила мамино блестящее платье из дорогого японского шёлка и разрезала на кусочки, чтобы скроить своим любимицам наряды принцесс. В садике, увидев на столе у воспитательницы вышивку, с любопытством рассматривала и, взяв иголку с ниткой, пробовала вышивать. В шестом классе самостоятельно сшила рубашку маленькому мальчику - соседу. Запросто вязала носки и варежки.
Мама поддерживала увлечение дочери и не бранила её. Вообще Анастасия Михайловна была очень красивая женщина, со вкусом одевалась и старалась приучить к этому дочерей. Она вызывала на дом портного, который снимал с девочек мерки и шил им пальто и портфели из дерматина. А ведь деревенские дети того времени ходили в фуфайках с холщёвыми сумками.
Папа запомнился тем, что вечерами демонстрировал домочадцам театр теней. Рвал бумагу на множество мелких кусочков и, подбрасывая, рассыпал на фоне стены в луче света от настольной лампы. Девочки заворожено наблюдали за причудливыми фигурами.
Родители позаботились и о том, чтобы Галина, обучающаяся в деревенской школе на марийском языке, выучила и русский, поэтому отправили её учиться в Михайловск.
К сожалению, родители развелись. Маму в 1963 году направили в Верхний Бардым, где в школе не хватало учителей. Директор, Василий Фёдорович Некрасов, хвалил Галину за то, что она чисто и красиво говорила на русском языке, ставил в пример ученикам, а ещё частенько просил прочитать лекцию в клубе перед населением.
Квартира, заговорённая на "любовь и верность"
Интересно то, что остановились мама с дочерью на квартире будущего мужа, на этот момент он служил в армии. Галина подружилась с его матерью Акулиной Степановной. Уже, будучи студенткой Красноуфимского педучилища, она приезжала в гости к своей тётке М. М. Михайловой в Нижний Бардым. Как- то стояла на остановке, и к ней подошёл Владимир, сын хозяйки, пригласил в гости, мол, мама скучает. Галина согласилась да так и осталась в этой семье. Владимир Веденеевич трудился механизатором, а потом и крановщиком.
Супруги вместе построили просторный дом, воспитали двоих сыновей: Виталия и Сергея, имеют троих внуков и правнучку. К 50- летию совместной жизни им вручён Знак отличия Свердловской области "Совет да любовь".
Ах, как хорошо в садике поётся
Но вернёмся в 1965 год, когда молоденькая выпускница педучилища устроилась в Верхнебардымскую школу. Галина Прохоровна была подвижной, считая, что и дети должны больше двигаться, быть непоседами, что является признаком жизнелюбия и здоровья.
- Если ученик на перемене сидит за партой, - утверждает Галина Прохоровна, - а не носится по коридору - это больной ребёнок или имеющий внутренний дискомфорт, что тоже плохо, поэтому я старалась создать детям условия для радостного пребывания в школе.
Проработав три года учительницей, Галина Прохоровна перевелась в детский сад, где трудилась более тридцати лет.
- В то время в садике не было раскрасок, - рассказывает женщина, - рисовала сама. Цветной бумаги тоже не было, красила листы красками. Из старых штор шила ребятам костюмы для утренников. С детьми мастерила много поделок и из спичечных коробков, и из природного материала. Под Новый год клеили разноцветные цепи, делали гирлянды из флажков. На участке лепили снежные фигуры.
Долго за столами детей не держала, все занятия проводила в игре, в движении. Вместе с детьми танцевала, ползала под стульями, маршировала. Но самое главное, всегда пела. На физкультуре пою марши, на занятии подбирала песни по теме, которую изучали. Музыкального работника у нас не было. Я разучивала песни по нотам из журнала "Дошкольное воспитание" и играла на детской гармошке. Петь и играть на музыкальных инструментах меня научили в педучилище. Там был свой оркестр, в нём я играла на балалайке. А на уроках мы осваивали мандолину и сдавали на ней экзамен. Так что петь я любила. Даже когда раздавала детям витаминки, то делала это под песню М. Кристалинской, которую чуть переделала:
Подставляйте ладони,
Я насыплю вам солнца,
Подарю вам простор голубой.
А в придачу отдам эту песню-
Вы возьмите её с собой.
В группе Галины Прохоровны было тридцать воспитанников от года до семи лет. Сначала она сокрушалась по поводу разновозрастной комплектации, а потом поняла, что в таком объединении детей много плюсов: старшие учатся проявлять заботу о младших, а те, в свою очередь, подражают старшим, стремятся выполнять правильно задания, приобретать определённые навыки. Вместе они ходили на поле и наблюдали, как работают комбайны, вместе наблюдали за природными явлениями на прогулке, тут же рассказывая стихи и напевая песни.
- Через моё сердце, - признаётся воспитательница, - прошли все дети деревни. Как - то иду по дороге, а на велосипеде едет повзрослевший воспитанник и поёт песню, которую я пела, значит взял частичку добра с собой во взрослую жизнь. А одна мама передала мне свой смешной диалог с сыном:
- У вас в группе есть красивые девочки?
- Да! Галина Прохоровна!
- А на ком ты хотел бы жениться, когда вырастешь?
- На Галине Прохоровне!
Однажды в садик приехала с проверкой комиссия, курирующая национальные садики. Мои воспитанники произвели хорошее впечатление - знали много стихов и отлично рассказывали их на русском языке.
Последние десять лет перед пенсией Галина Прохоровна вновь работала в школе. А потом, уехав к сыну в Первоуральск, трудилась в частном садике "Филиппок" воспитательницей ещё восемь лет.
Кто делится мастерством, тому счастье в дом
Нужно ещё сказать, что наша героиня 36 лет занималась общественной работой, была секретарём избирательной комиссии, агитатором, участницей Всесоюзной переписи населения. Сейчас она является членом клуба по интересам пожилых людей "Серебряное кольцо", под руководством Л. Т. Алексеевой; постоянным участником различных выставок, организованных библиотекарем О. Ф. Яниевой. Так, например, к 75- летию Победы Галина Прохоровна подготовила экспозицию из кукол " Военный госпиталь", провела мастер - класс по изготовлению кукол.
- Я не могу сидеть сложа руки, - уверяет женщина, - а творчество вносит в будни красоту и ощущение радости. Я связала великое множество шалей, пинеток, носков - всё раздариваю родным, знакомым, гостям.
И я получаю от Галины Прохоровны в подарок чудесную фигурку из чаги и бусы из берёзовой коры. Видя моё искреннее удивление, мастерица говорит:
- Если ты наделён какими - то способностями, то они должны служить людям. Нужно как можно больше отдавать людям: любви, доброты, своих работ, тогда и сам будешь счастлив. Вот как поётся в той же песне:
Сколько песен,
Сколько света,
Сколько красок!
Ну зачем там много мне одной?
Моё сердце распахнулось настежь,
Счастью звонкому кричу я: "Здравствуй"
И лечу в простор я голубой.
Татьяна Костырева
2020 г