Как уже говорилось в предыдущей статье цикла, самолет Як-40 был единственным типом гражданского воздушного судна, который вплоть до конца производства сходил с заводского конвейера в старой, не ГОСТ-овской окраске. А классический вид эти самолеты приобретали только после ремонтов, начиная с 1976 года. При этом за всё время производства Як-40, схема его окраски менялась не единожды. Итак, по порядку.
Самый первый вариант окраски появился на опытных самолётах, начиная с СССР-1966, он же с 1967 года СССР-19661. В этом варианте фюзеляж, крыло, и горизонтальное оперение были окрашены в молочно-белый цвет с синей оконной полосой, синим вертикальным оперением, синими гондолами двигателей, красными надписями «Аэрофлот» и «Як-40».
Этот же тип окраски применили с первого серийного самолета 9 82 06 00. Точное число вышедших с конвейера самолетов в первом варианте установить пока не удалось, но как минимум, самолет 9 94 07 09 был ещё таким. То есть не менее 67 самолётов: 6 предсерийных и 61 серийный.
Второй вариант окраски Як-40 внедрили в начале 1970 года. Обновлённая «ливрея» теперь имела вместо синей бирюзовые оконную полосу, а также гондолы первого и третьего двигателей. Вертикальное оперение с воздухозаборником второго двигателя теперь красили в основной цвет фюзеляжа – молочный, а на руле направления через равные промежутки были нанесены пять горизонтальных бирюзовых полос. За это чередование полос данный тип окраски в народе окрестили «тельняшкой». Верхнюю часть ГО тоже венчала бирюзовая полоса. Также изменился дизайн надписи «Як-40» в носовой части фюзеляжа. Такая окраска пошла примерно с самолёта 9 01 10 09 и применялась до лета 1972 года, последняя машина – 9 22 01 23. Таким образом, во второй вариант заводом было окрашено не менее чем 182 самолёта Як-40.
Следующий вариант, назовём его условно «2А», отличался от предыдущего весьма незначительной деталью: с верхней кромки вертикального оперения убрали бирюзовую окантовку. Мелочь, но заметно. Первым сошедшим с заводского конвейера в таком обличье был 9 22 02 23, последним – 9 24 15 25, итого в 1972 – 1973 годах выпущено 63 таких самолёта.
Вариант окраски, также условно назовём его «2Б», впервые появился в 1973 году на машине 9 24 16 25. Отличие от варианта «2А» - цвет полос фюзеляжа вместо бирюзового стал синим. Таким же, как на классической ливрее образца 1973 года. До апреля 1974 года было изготовлено 130 самолётов Як-40 в таком виде окраски по машину 9 41 14 33.
Третий вариант окраски Як-40 был уже экспериментом унификации с единым стандартом окраски самолётов Аэрофлота, утверждённом в 1973 году.
Нижнюю часть фюзеляжа выкрасили в серый металлический цвет. Надпись «Аэрофлот» по борту фюзеляжа стала наноситься шрифтом нового варианта. Впервые рядом с надписью «Аэрофлот» появилась эмблема, так называемая «птица». Также изменился размер флага СССР на киле.
Машин в таком виде было выпущено 90, с 9 41 15 33 по 9 51 20 38.
Четвёртый вариант увидел свет в феврале 1975 года вместе с машиной 9 51 01 39. В этом варианте произошел откат от элементов стандарта 1973 года к первоначальным мотивам. Снова фюзеляж окрашивался полностью в молочный цвет. Снова надпись «Аэрофлот» стала красной. А эмблема Аэрофлота при этом осталась синей. Всего было выпущено 90 самолётов в четвертом варианте окраски. Последний такой Як-40, номер 9 53 02 44, сошёл с конвейера в октябре 1975 года и поступил в Джамбульское авиапредприятие Казахского ТУ ГА.
Пятый и последний вариант заводской окраски Як-40 получил следующие изменения от предыдущей версии: с руля направления исчезли голубые горизонтальные полосы, так называемая «тельняшка». Надпись «Аэрофлот» на верхней части фюзеляжа снова стала синего цвета.
В таком виде Як-40 выпускались Саратовским авиационным заводом для МГА СССР вплоть до снятия с производства в январе 1981 года. А увидеть самолёты в пятом варианте окраски на перронах аэропортов СССР можно было до середины восьмидесятых годов.