Культовая гаражная рок-группа Sonic Death выпустила альбом “Ночь Длинных Баллад”. Потому держите ушки на макушке: разберемся в новом весеннем звучании и проанализируем тексты треков о применении ядовитых конфет.
Напомним, что осенью Арсений Креститель уже порадовал отличным альбомом с налетом рефлексии “30”, а год назад вышел релиз Sonic Death “После нас тишина”. Теперь мы встретили новую работу от команды Морозова с терапевтическим налетом, когда проще выговориться о боли, чем держать ее в себе.
“Кем ты будешь на Хеллоуин, если ты один?”
“Мы действительно настрадались в прошлом году, достигли, так сказать, предела: черно-металлический альбом Sonic Death и максимально депрессивный “Креститель”. После всего этого “Ночь длинных баллад” воспринимается как весеннее пробуждение от пи**еца”- поделился Арсений Морозов в последнем интервью изданию “VATNIKSTAN”.
Sonic Death открыто говорил об экзистенциальном бремени. Поэтому мы думали, что грусть вместе с новым альбомом “Ночь длинных баллад” должна бы выйти и на новую строку, а лучше — за нее.
Но это и не песни о политике из альбома “Russian Gothic”, это не “Лалала” или “Сатанинский культ”, которые отличаются прямолинейными и острыми текстами и под которые устраивается слэм.
Здесь и правда есть изменения, и концентрация мрака заметно снижена. Но это не значит, что она отсутствует вовсе. Это значит, что контекст, ради которого она выражена, изменился.
Например, в треке “Хеллоуин” сразу слышим звукозапись из далеких кассетных времен с маниакальными идеями ребенка испортить детям праздник, подмешав им в конфеты яд. А затем молвит Арсений Морозов, солист:
“Кем ты будешь на Хеллоуин, если ты один?”
Чувствуете противоречие? Обстановка ненавистна, окружающие стоят комом в глотке, но некому ненавидеть тебя, потому что ты одинок. Какой тогда выход, если не сжечь тьму внутри себя и идти, освещая себе путь углем, “тлеющим в пустой тыквенной голове”. Это значит заключить мир с миром.
Видите, до тех пор, пока солнце поглощают сумерки, герой и мирится с окружением. Как будто за все время он настрадался, а теперь отдаляется, чтобы понять причину плетений венков из терния. Он уже и не чувствует шипов, потому что, возможно, привык. Строка из песни “Сладкий трип” как подтверждение этому.
“Как машина без контроля. Все болит - нигде нет боли”
Тогда Ночные истории вовсе не о боли, а о том, как и зачем ее пережить.
Это не прятки в иллюзиях
Нащупывать изменения в Sonic Death, которая изначально позиционировалась, по словам солиста, как коммерческая группа для подростков о нескончаемой депрессии, ватниках и скинхедах, любопытно. Мы слышим истории героя, который все чаще иронизирует, а не поддается манипуляциям извне. Происходит ли это в состоянии дезадаптации, когда привычный стресс уходит, и остается лишь игра в прятки в иллюзиях и разбитых зеркалах?
Предполагаем, что дело здесь во взрослении персонажа: представления о мире уже не рушатся, а хорошо обосновываются, когда в дело включается не поглощение, а опознавание мира. Когда речь идет не об уповании на боль, а о мече, который бы рассек ее.
“Жизнь - обман
Если бы я был иллюминат,
То у меня, конечно, был бы план”
Здесь не внушает страх чувство покинутости, разбитой привязанности и тоски, а только ирония и поиски выхода. А еще в альбоме нет агрессии. Например, текст трека “Твоя тоска” полная противоположность “Голосу из темноты”, где внутренний голос призывает покончить с собой. Здесь уже тоска предлагает принести ей звезд в качестве дани.
“Твоя тоска пишет тебе
Ты увидишь круги на земле
Твоя тоска обманывает
Ты слышишь голос, которого нет,
Говорит: “Выйди на мост, принеси нам немного звезд”.
Сравните с треком “Голос из темноты” из альбома «PUNKS AGAINST MAFIA Vol.1»:
«Привет-привет-привет
Это голос из темноты
Я продолжаю говорить свои слова
И хочу, чтобы на это продолжал смотреть ты
Не могу жить, не могу ждать,
Не могу знать, когда все пройдет”.
Чувствуете, как агрессивность сошла на нет?
Похоже, в альбоме здесь даже есть советы, как побороть мрак внутри себя. Стать иллюминатом. Сжечь тьму. Принести звезд тоске. Посмотреть, куда ведут заброшенные дороги.
Вот что называется — встретить с чистой совестью весну.
Что по звуку?
Здесь не знаешь, чего ожидать. То взъерошенная в лохмотьях музыка, то сжатый звук; словом, вены вскипают. Гитарные риффы - неразрывное сочетания баса, ритм гитары и ведущей гитары. Нагнетающая музыка. Отличная перкуссия, которая раскаляет атмосферу. Фузз и тремоло. Этому под стать привычный бархатный вокал Морозова, он подчеркивает груз звука.
Трек “Ночь длинных баллад” - целое исключение из треков исполнителя. Он особый, исторический во всей дискографии Sonic Death. Мы бы отвели ему почетное место, повесили бы в рамку. Начинается безобидно, но затем показывается тягучий блекгейз (это напоминает творчество “Группы курения”, которую мы разбирали раннее). Шумы и агрессивный вокал Морозова вместо шелкового и мелодичного. Это строит компрессию, а поддает мощи звуку дисторшн. Как говорится, грузить- не перегружать. Представляете, как хорошо выходит.
Конечный итог расслабляет - здесь звучит только акустика. Ничего лишнего.
Здесь мы подводим итог
“Тебя бросили, хотя обещали вернуться
Ты на страже заброшенных ворот
И когда ты понимаешь, что за тобой уже не придут
Ты решаешь посмотреть, куда они ведут”
Итог как вырезка из трека “Мысли мертвеца”.
Альбом “Ночь Длинных Баллад”, возможно, вышел на новый уровень Sonic Death. Он не вскрывает боль, не играет с громкими словами вроде ответственности, смерти и отчаянии, и это далеко не тексты о сатанинском культе, о правах и друзьях-отбросах. Самоанализ, взросление, спасение себя? Похоже, что так и есть.
А вот, кстати, и сам альбом.