Найти тему
МИР (Море История Россия)

Загадочный десант на мыс Феолент

Оборона Севастополя подходила к концу. Начиналась агония, но части сохраняли боевые порядки, несмотря на отчаянное положение. 29 Июня 1942г около 1 часа ночи, оперативный дежурный штаба капитан В. Г. Никитченко доложил, что в районе мыса Фиолент обнаружено 12 шхун врага. Из книги П.А.Моргунова: «Артиллеристы просили разрешения открыть огонь. Я приказал проверить, нет ли там наших подводных лодок, которые часто по ночам всплывают, заряжая аккумуляторные батареи, и если нет, то открыть огонь. Было около 2 час. ночи 29 июня. Командир 3-го отдельного артиллерийского дивизиона майор М. Н. Власов доложил, что наших подводных лодок нет, и что 18-я батарея открывает огонь» [1] .

Эпизод с высадкой немецкого десанта в районе м. Феолент описан многими авторами. Так, Г.И.Ванеев, пишет: «На правом фланге СОР враг предпринял попытку высадить морской десант в районе Херсонесского мыса с целью захватить его, чтобы иметь возможность высадить парашютный и посадочный десанты и отрезать все пути для эвакуации. 12 моторных шхун и 5 итальянских торпедных катеров, вышедших из Ялты, огибали мыс Айя» [2] .

В немецких документах о высадке десанта со шхун ничего нет, хотя изначально, высадка планировалась. Но высадка подразделений 105 ПП планировалась с помощью команды штурмовых лодок, а не на шхунах. Кроме того, 105 ПП был уже полностью втянут в бой.

Десант немецкого 105 полка
Десант немецкого 105 полка

Была демонстрация высадки с итальянских катеров. В воспоминаниях В.Боргезе, ситуация описывается так: «29 июня 5 торпедных итальянских катеров снова вышли в море, чтобы во взаимодействии с 6 немецкими десантными кораблями произвести демонстративную высадку десанта на берегу между мысом Фиолент и Балаклавой с целью отвлечь внимание русских от настоящего десанта, который должен был высадиться в другом месте»... И, далее, в другом месте «Чтобы привлечь к себе внимание противника, наши моряки кричали и стреляли, стараясь наделать как можно более шума, катера маневрировали, наконец, один взрывающийся катер, управляемый старшиной Барбера, был направлен прямо на берег и своим ужасающим взрывом еще больше усилил желаемую суматоху» [3] .

Противник в своих документах не приводит никаких данных по высадке каких либо десантов. Есть отдельная информация о высадке трех небольших диверсионных групп из состава бойцов «Бранденбург 800», но их численность была совсем небольшой, и группы высадились успешно. Исключение составила высадка группы в районе Балаклавы и старой позиции 19 батареи. Группа была обнаружена постами 456 сп и уничтожена.

Но, что же это за шхуны, по которым вела огонь 18-я ? Накануне «группа Маттенклотта» отмечает высокую активность кораблей на Таманском берегу. Указывается, что возле озера Челочик появилась группа кораблей. Еще одна группа из 12 парусно-моторных шхун была замечена в районе пристани Дуранде, и скрылась в западном направлении. С большой вероятностью можно утверждать, что 18 батарея стреляла по своим шхунам, которые были направлены в пробный рейс по просьбе командующего флотом. Вспомним телеграмму Ф.С.Октябрьского: « Тов. Елисееву поставить на питание Севастополя все подводные лодки, в качестве пробы поставить на коммуникации 7—10 лучших моторно-парусных шхун, надежно оборудовав их в навигационном отношении. Увеличить зенитное вооружение».

Действительно, из нескольких точек кавказского побережья в ночь с 27 на 28-е июня вышли несколько парусно-моторных шхун, имея на борту, в общей сложности, две маршевых роты и боезапас. Не вернулись обратно шхуны «Моряк», «СП-217», «СП-218». Числится «пропавшей без вести», в период с 26 по 29 июня, шхуна «СП-212». Более того, немецкие наблюдательные посты отмечают 29 июня 1942г. проход шхун в обратном направлении, и попытку высадки на Керченский полуостров с 13 шхун, во время которой несколько шхун было потоплено. Можно конечно сомневаться в указанной версии, но якорь от «СП-212», изготовленный в Ростове-на-Дону, и колокол «СП-217» подняли в районе Феолента[4]

[5] . И это далеко не единичный случай.

[1] Моргунов П.А.. Героический Севастополь –М.Наука 1985г. с.417

[2] Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны". Книга 2. Київ, Издательство "Україна", 1995. с.197

[3] Borghese, I. V . Decima Flottiglia MAS. — Milano: Garzanti, 1950.

[4] К сожалению, в 2011г. поднятые со дна моря артефакты ушли в частную коллекцию . Хозяин неизвестен.

[5] Александров Н. И. Севастопольский бронепоезд. — Симферополь: Крым, 1968.