Найти тему
ПРАЗДЬНЪ В ТРАДИЦИИ

КАНУН НОВОЛЕТИЯ 2021, 12-14 апреля


Безлунный период, "Велесово время" и "Страшный Четверг"

(В сокращении):
©Виктор Крескин. По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"

Обережно-очистительные ритуалы подготовки перехода в Новолетие в период двоеверия постепенно утратили связь с Луной и закрепились за «Чистым» (Страшным, Страстным, Великим и т.п.) Четвергом. Являясь как бы «срединным» днем на неделе, четверг сам по себе не имел негативной окраски: «Действительно, расспрашивая о четверге, мы сталкивались прежде всего с вербальной актуализацией понятия хороший день: «Четверг — это хороший день, всегда удачно»; «Четверьг — он хороший день, потому как мужик, мужичьи дни — они все хорошие» (Добровольская В. Е.: "Четверг…", 1). Особое отношение к четвергу сложилось только в период двоеверия (на Страстной неделе (Великой седмице)), когда вспоминаются Тайная вечеря и омовение ног учеников Иисусом Христом.

На этот четверг славяне перенесли ритуалы, относящиеся в древности к переходу в Новолетие. Они не были связаны с церковными канонами. Этот четверг в сознании предка почитался как «судьбоносный, начально-конечный» в годовом кругообороте (Некрылова А. Ф.: «Что у людей век, то у Бога один день», 2). Он определял границу перехода, разделяя время на «до» и «после». Именно ожидание появления Молодика (Новца) чаще всего насыщено гаданиями и различными обрядами: «Новолунье у славян отмечалось нередко возжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома и т. п.» (Толстой Н.И., 3).

Безлунное, "Велесово" время, когда стираются границы "того" и "этого" миров, с периода двоеверия постепенно стало считаться только датой прихода "нечисти". Пространство и время в традиционном представлении материальны. Переход из настоящего в грядущее совершается путем преодоления невидимой границы и что будет "перенесено" в новый день, зависит только от самого человека. Очистительно-обережной магией от дома, двора, человека, отсекается всё худое, ставится преграда духам, несущим беды, болезни, несчастья от проникновения в новое Лето. Обращение к Богам с мольбами о ниспослании защиты и благополучия в наступающем году стало исчезать из практик. При этом само слово «нечистая», как эпитет к божествам и духам народной традиции, появилось только с приходом христианства. «Многочисленные обряды, соблюдаемые в Великий четверг русскими, заставляют предполагать, что с этим днем совпал прежний день Нового года» (Зеленин Д. К., 4).

-2

Ни о какой связи с Перуном (Четверг — «Перунов день») в народной традиции не упоминается. И, напротив, отмечаются четверги, относящиеся к почитанию хтонических, подземных Божеств, имена которых табуировались и менялись в столетиях (Велес, Кащей, Чернобог, Змей-Ящер). «Рядомъ съ четвергами троицкимъ и великимъ народный календарь посвящаетъ Касьяну еще и четвергъ на масляной недѣлѣ. Не явились ли эти три четверга, посвященные Касьяну, наивнымъ дополненіемъ календаря народнаго къ календарю церковному, празднующему Касьяну лишь разъ въ четыре года?» (Мендельсон Я.М.: «Къ повѣрьямъ о св. Касьянѣ», 5).
В современном стиле "подвижный" четверг страстной недели может приходиться на период между 1 апреля и 5 мая. Две-три сотни лет назад он располагался между серединами марта и апреля (в старом стиле). Заметим, что "Касьянов день" приходится на канун 1 марта, то есть 29 февраля в високосные годы или 28 – в обычные. 1 марта, по одному из вариантов христианского вычисления, – день Сотворения Мира богом Яхве (Иегова) (6). Эта дата в византийскую эру была установлена и как начало новолетий и перенесена христианством на Русь вместе с календарём. Приняв фиксированную дату встречи нового Лета, наши далекие предки в период двоеверия заодно и ответственность за "страшное", переломное время перенесли с хтонических Богов и духов на христианского св. Касьяна (Кассиана Римлянина), который, по его житию, никак не относился ни к грозным, ни к опасным силам.

В период безлуния, предшествующего Новцу (а с ним и Новолетию), зафиксированы профилактические, предупредительные, очистительные, апотропейные, имеющие защитную функцию ритуалы, гадания и другие магические практики, ориентированные на помощь со стороны Богов хтонического мира, мира Предков. В заговорах Великого четверга солнце и заря не задействованы. «Напротив, … при исполнении обрядов Великого четверга следовало избегать света зари и солнца» (Новоселова Н. А., 7).
В славянском мире канун, подготовка к встрече Новолетия осуществлялась не только в четверг, а и в «чистые» среды, пятницы и субботы. «В Тодорову субботу, Средокрестье, Лазареву субботу и др. дни болгары, сербы и македонцы сжигали во дворах, вблизи домов или в садах мусор (солому, старую одежду и обувь, сухой навоз и пр.» (Агапкина Т.А.: «Костер», 8). В ночь с четверга на пятницу страстной недели 1868 года, пензенский священник Іоаннъ Алгебровъ видел нагих купающихся женщин, несмотря на холод и «слои… плотно сѣвшаго мокраго снѣга». До того, как «… воронъ прилетаетъ купать дѣтей своихъ. Безсомнѣнія часъ этотъ есть часъ полуночи» (І. Алгебровъ: "Нѣсколько словъ о суевѣріи…", 9).

-3

Невыполнение ритуала очищения — омовения или купания предполагает «перенос» всего негативного в новое Лето и не только не обеспечивает здоровьем на предстоящий год, но и грозит плохими урожаями, падежом на скот, эпидемиями и пр. «У всех славянских народов в один из дней Страстной недели (обычно — в четверг или пятницу) женщины ночью, задолго до восхода солнца, шли к реке или источнику за водой, чтобы набрать ее, пока она «неначата», «нетронута», пока ворон (или другая птица) не искупал в ней своих птенцов, пока солнце не осветило ее своими лучами и пока мир не огласился звуками, принадлежащими человеку» (Агапкина Т.А.: «Глухой», 10).

Очищение жилья, дворовых построек, предполагает их переход через пространственно-временно́й мост из прошлого в будущее. В частности, «побелка жилища справедливо связывается исследователями с «мифологической темой мира-света» и предстает в традиционной культуре «как акт ежегодного воссоздания этого (белого) света». В каждой из сохранившихся славянских традиций — восточной, западной и южной — тема очищения и обновления домашней утвари, разумеется, коррелирующая с «идеологическим» комплексом Великого поста, целиком к нему не сводится и решается везде по-своему (Агапкина Т.А.: "Великопостная обрядность…", 11). О том, что «великочетверговые» обряды относятся к встрече Нового (мартовского) года, делает выводы Криничная Н.А.: «Этот день также связан с представлениями о переходном, «пороговом» времени: с ним в старину совпадало празднование Нового года…» (Криничная Н.А., 12).
©В.К.
1. Живая старина. 2008, №2 (58)
2. Эстетико-культурологические смыслы праздника. Сб.статей. Отв.ред. И.В.Кондаков. - М., ГИИ, 2009
3. Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. — М., «Индрик», 2003 г
4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М., Индрик, 1995
5. Этнографическое обозрѣнiе. 1897, №1.
6. Вспомогательные исторические дисциплины: метод. рекомендации для студентов гуманитарного института. В 2 ч. Ч. 2. Хронология. Метрология / – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014
7. Новоселова Н. А. Ранний период Приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре. Монография. — Красноярск, Краснояр. гос. пед. ун-т, 2015
8. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Том 2. — М., 1999
9. Пензенскiя Епархiальныя вѣдомости, 1868, №11
10. Славяноведение. 1995, №3. — М., РАН, 1995
11. Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения — I. — М., РАН, 1992
12. Криничная Н. А. Русская мифология. Мир образов фольклора. — М., Гаудеамус, 2004

📧 По вопросу приобретения книги с инскриптом (дарственной надписью автора) обращаться: Russian_Nested_doll@hotmail.com

Подписывайтесь на статьи о народных праздниках, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм

#чистыйчетверг #страстнойчетверг