Найти тему
Евгения Кретова || писатель

Стыдные жанры. Экспертное

Оглавление

Артур Конан Дойль обижался, когда вспоминали, что он – автор детективов о Шерлоке Холмсе. Он мечтал прославиться как автор исторических романов, а не какой-то там… беллетристики. В интервью 1975 года Дж.К.Баллард признался, что его первый роман, «Ветер ниоткуда», был составлен из клише и написан только ради денег, очень нужных тогда, «в качестве осознанной попытки ворваться на рынок книг в мягкой обложке». «Астронавты» Станислава Лема вызывали у него чувство отвращения из-за наивности и пропитанностью теми убеждениями, в которых автор разочаровался позднее. Чтобы продать «50 оттенков серого» издатели пошли на нетрадиционный шаг — упаковали книгу в обложку, даже не намекающую на то, что под ней. Ни «безрубашечных» парней, ни томной девицы, ни намека на эротику. Галстук! Ход был ориентирован на то, что женщинам будет не стыдно покупать книгу с такой обложкой и читать ее в общественных местах.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Так что такое «стыдная литература»?

Все чаще слышу это сочетание. Стыдной признается одним махом вся сетевая литература — за отсутствующую литературную значимость и коммерческую направленность. Стыдной называют женскую литературу (будь то любовные романы, будь то женские детективы – они же развлекательные и глупые по определению). Туда же – мужские литРПГ и боевки с попаданцами. Фантастика – тоже легкий жанр, стыдно такое писать и читать. Ну, научная фантастика еще куда ни шло, она хотя бы для избранных, но остальное – фу. Триллеры? Хорроры? Это вообще для идиотов и больных психов, говорят они.

Что имеем в остатке? Ту самую большую литературу, которую писать «не стыдно». Однако читатели все чаще отворачиваются от премиальной литературы. Драконы и нечисть по блокадному Ленинграду, оргии партработников, бесконечные страдания переселенцев все больше вызывают недоумение и вопрос – как такое можно писать.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Стыд – как эмоциональная субъективная оценка – не может рассматриваться как мерило качества литературного текста. Этих критериев у нас в принципе нет. И профессиональные критики, и блогеры, и читатели, ориентируются на субъективные критерии – нравится или не нравится, опираются на личный опыт. И от того, насколько он богатый и разносторонний у читателя, зависит его оценка конкретной книги.

Поэтому одна и та же книга получает разные оценки и разные отзывы – один читатель увидит отсылки к Гомеру и Канту, а другой не увидит ничего, кроме очередной истории о «Мэри Сью» или «Капитане Америка». Мы смотрим на книгу через призму собственного опыта, это во-первых.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Во-вторых, книги ориентированы не только на получение знаний, но и на отдых и развлечение. Скажите, вам стыдно, что вместо томика Гомера вы идете дурачиться со своим ребенком? Стыдно, что вместо просмотра Дискавери набираете себе ванну с пеной, чтобы просто полежать в тишине и поблаженствовать? Стыдно, что вместо полезного супа на обед съели гамбургер (хотя это стыдно, да: весна скоро!). Вместо очередного просмотра фильма Тарковского переключили на новый блокбастер? Вот так и ваша душа требует разных книг.

Я пишу в стыдных жанрах – что молодежка, что женские детективы, что фантастика рассматриваются, как несерьезная литература.

Подростковая проза считается примитивной, а писать ее могут только графоманы. Блогеры зачастую берут в руки молодежку, чтобы создать хайповый контент. Клише и очевидности, что главный герой, конечно, герой, что он пройдет массу испытаний прежде, чем получит заветное, — вы забываете, что это маркеры жанра. Как в детективе должно быть преступление и сыщик, который его раскроет, так в молодежке должен быть герой-который-выживет. Но именно молодежка дает первый опыт читателям и ответы на вопросы, которые подросток не может получить от вечно занятых взрослых или найти в томике «Войны и мира». Просто потому что ему надо про «здесь и сейчас», про таких же как он. Даже если герои вооружены волшебными палочками, у них те же самые проблемы, что у обычных школьников и студентов. Кажущаяся простота жанра упирается в многочисленные попытки написать для молодежи, оборачивающиеся провалом: написать ЯЭ гораздо сложнее, чем кажется некоторым критикам. Именно поэтому так тонка прослойка молодежной литературы в мире.

коллаж
коллаж

Отдельно скажу об эротике. Традиционно сложилось, что это «женский жанр» - книги ориентированы на женщин, обычно старше 40 лет (отсюда пресловутый термин mom *s porno ). Я как-то задалась вопросом – почему, и оказалось, что у этого есть вполне научное объяснение. Сексологи утверждают, что если мужчина получает возбуждение от просмотра, то женщина – от мысленной визуализации прочитанного. В этом смысле такая книга несет терапевтический эффект, и ее «полезность» связана совсем с другими механизмами. Они стыдные? Come on , не говорите, что вы этим не занимаетесь!

Аналогично с женской эротикой мужчинам нужна разрядка в виде книжный боевок и стрелялок, стратегий и ролевых игр-попаданцев.

Таким образом, на мой взгляд нет стыдных жанров, есть читательские ожидания и желание читателя получить разнообразное меню — где-то загрузиться, где-то поспорить, где-то расслабиться и отдохнуть. И в этом плане нужны разные книги.

Согласны? Скажите, какие "стыдные жанры" вы читаете, что ищете в таких книгах.

©Евгения Кретова, специально для Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале

_________________________

Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel