Сегодня поговорим о древних обитателях нашей необъятной страны, как бы это сейчас сказали - нечисти. Но мне не нравится такое определение, так как ещё большой вопрос, кто чисть, а кто нечисть. Итак, в конце марта, в начале апреля просыпается Водяной. Считается, что именины Водяного - 3 апреля. Но астрономически мы это никак не узнаем, поэтому не будем уделять хозяину озёр, рек и омутов только один день. Пока реки разливаются, дед Мазай собирает зайцев, бегут ручьи по дорогам - Водяной просыпается от зимней спячки.
М.Д. Никифоровский пишет о нем так: "Народ представляет его голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Живет он, по народным сказаниям, в омутах, котловинах и водоворотах рек, прудов или озер, равно как в болотах. Особенно же любит селиться под водяными мельницами, возле самого мельничьего колеса. Он для мельницы, всё равно, что домовой для дома. У Водяных под водой есть, по поверью, каменные палаты, стада лошадей, коров. Водяные всегда женаты на русалках, утопленницах. Покровитель людей, живущих водными промыслами - мельников, рыбаков, судовщиков. Уподобление дождя мёду, заставило признать Водяного покровителем пчеловодства. Всю зиму он спит, и проснувшись бывает сердит. Для этого в некоторых местах (сёлах) убивали лошадь, обмазывали её голову мёдом. Вместе с животным лили в реку масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка гостинец на новоселье". Чтобы охранить от Водяного своих лошадей и коров при переправе, поселяне чертили по воде знак Перуна, громовник. Наш народ разделяет Водяных, как и Домовых, на злых и добрых, своих и чужих."
Из-за схожести слов "переплыть" и "переплут", в некоторых источниках указывается, что Водяной, это Переплут. Так, как в ранних статьях мною было написано, что сейчас у нас год Переплута, то возможно, сейчас год Водяного.
А вот, что рассказывает С.В. Максимов в своей книге "Нечистая, неведомая и крестная сила":
"В Олонецком краю (Петрозаводск, Карелия. прим. автора), богатом до чрезмерного избытка бесконечной цепью озер, имеются такие, где, заведомо всем окрестным жителям, поселился водяной. И слышно его хлопанье в ладоши, и следы свои на мокрой траве он оставляет въяве, а кое-кто видал его воочию и рассказывал о том шепотком и не к ночи. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает ладонями по воде гораздо звончее всякого человека, а когда рассердится, то и пойдет разрывать плотины и ломать мельницы: обмотается тиной (он всегда голый), подпояшется тиной же, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистное, болотное растение, которое идет на плетушки разного рода и сиденья в стульях), сядет на корягу и поплывет проказить. Вздумается ему оседлать быка или корову, или добрую лошадь, считай их за ним: они либо в озерных берегах завязнут, либо в озерной воде потонут. Водяному всякая из них годится в пищу. Один олонецкий водяной так разыгрался и разбушевался, что осмелился и над людьми вышучивать свои злые проказы: вздумает кто в его озере искупаться – он схватит за ногу и тащит к себе вглубь омута на самое дно. Здесь сам он привычно сидит целыми днями (наверх выходит лишь по ночам) и придумывает разные пакости и шалости.
Вместо чистых и прозрачных озерных пучин, водяные охотно селятся в реках, которые прорезаются сквозь непроницаемые чащи еловых боров и тихо, медленно пробираются в низменностях и впадинах. Сюда, сквозь сеть сплетшихся корней, никогда не проникают солнечные лучи; здесь опрокинутые в воду деревья бурелома никем не прибираются и никому не нужны. Не брезгуя ни лесными, ни мельничными омутами, водяные духи предпочитают, однако, «пади» под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямины. Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно любят собираться на ночлег. В это-то время ловкие и зоркие мельники видали духов в человеческом образе с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя, изрядной длины, рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным угольям (это в Смоленской губ.). Во Владимирской губ. водяного знают седым стариком; в Новгородской (Черепов, у.) видали его в виде голой бабы, которая, сидя на коряге, расчесывала гребнем волосы, из которых бежала неудержимой струей вода. У нологжан (напр., Никольского у.) водяные духи, имея человеческий вид, обросли травой и мохом и росту бывают очень высокого, а в Грязовецком уезде – они черные, глаза у них красные, большие, в человеческую ладонь, нос величиной с рыбацкий сапог; в Кадниковском видали духа в виде толстого бревна, с небольшими крыльями у переднего конца, летящим над самою водою. У орловского водяного борода зеленого цвета, и только на исходе луны – белая, седая; волосы точно так же длинные и зеленые. Из воды, в этих местах, он показывается только по пояс и очень редко выставляется и выходит весь. Ярославский водяной (в Пошехонье) любит гулять по берегу, наряжаться в красную рубаху; уломский водяной (Новгород, г.) несколько раз уличен был самовидцами в том, что прикидывался иногда свиньей.
Подобно тому, как плотникам не мешает дружба с домовым, а для охотников обязательна связь с лешими, с водяным также приходится людям водить дружбу. Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся правила навязывать себе на шею траву "заячий горошек".
Конечно, всё вышенаписанное с уверенностью можно отнести к суевериям, как говорится, у страха глаза велики. Когда темной ночью, да у водоема, плещется черная вода и неясно, что, а тем более кто, скрывается в мутных волнах, можно увидеть и водяного, и русалок, и чёрта с лешим, играющих в карты. Но, всё же, вот такие интересные поверья у наших предков о Водяных.
Вы думаете, если христиане называют нашего Водяного нечистью, это как-то помешало им приурочить этот день к своему празднику? Нисколько. У христиан 3 апреля- Никита Водопол. Монах (живший VIII- IX столетях) в Кесарии (на территории современного Израиля), творил чудеса, лечил людей.