3,6K подписчиков

12. СМК без секретов. Пытаемся управлять человеческими ресурсами

504 прочитали
Авторский коллаж
Авторский коллаж

Продолжаем разговор о ресурсах организации. Сегодня – человеческие ресурсы.

Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.

Персонал любой организации представляет наиболее ценный ресурс, но, с точки зрения управления, он и самый хлопотный.

В ГОСТ Р ИСО 9001 человеческим ресурсам посвящена буквально пара строк:

«7.1.2 Человеческие ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие должностных лиц, необходимых для результативного внедрения системы менеджмента качества и для функционирования и управления ее процессами».

То есть вроде бы всё просто – нарисовали штатное расписание, приняли людей и начали зашибать деньгу, попутно повышая удовлетворенность потребителей.

Но, не всё так просто в этом мире бушующем...

Во-первых, персонал организации сам является потребителем услуг организации (поэтому не нужно забывать о мониторинге удовлетворенности этого потребителя).

Во-вторых, на страже прав персонала стоит куча надзорных ведомств, вооруженных Трудовым кодексом и прочим федеральным законодательством. Так что, если хотим зашибать деньгу и при этом не являться потребителем услуг российского ФСИН, стоит посерьёзнее отнестись к управлению персоналом.

Целесообразно в Вашей СМК управление персоналом определить как процесс.

Основную цель этого процесса можно определить так: обеспечение наличия в организации компетентного персонала, в количестве, необходимом для эффективной реализации процессов СМК.

Как всегда, припомним некоторые термины.

Под персоналом обычно понимают личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Продолжаем разговор о ресурсах организации. Сегодня – человеческие ресурсы. Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.-2

Практически любой процесс управления персоналом осуществляется реализацией следующих процедур:

  • определение потребностей в персонале;
  • подбор и отбор персонала;
  • оформление трудовых отношений с персоналом;
  • управление персоналом в процессе деятельности (в том числе мотивация и стимулирование труда, обеспечение надлежащей среды для функционирования процессов);
  • оценка компетентности персонала (в том числе организация продвижения персонала на основе оценки);
  • профессиональное развитие персонала;
  • оформление и поддержание в надлежащем состоянии документированной информации (документов и записей), образующейся в процессе управления персоналом.

Не забываем при реализации процедур процесса про риск-ориентированное мышление (о нем говорили – здесь).

Определение потребностей в персонале, как правило, производится на основе перспективных планов развития организации, планов производства продукции, планов освоения новых видов продукции и анализа состава существующего персонала.

Порядок действий при определении потребностей в персонале подробно описан в «СТО 8765RISO-106-2022 Система менеджмента качества. Управление персоналом. Общие положения». Смотреть – здесь.

Текущую потребность в персонале целесообразно планировать. План реализации потребностей, естественно, подлежит контролю.

На основании плана производится подбор и отбор персонала.

При подборе персонала используют как внешние, так и внутренние источники.

Внутренние источники удовлетворения потребности организации в персонале:

  • объявления о найме на работу через внутренние средства информации организации (информ-лист, доска объявлений);
  • совместительство и совмещение по рабочим профессиям и должностям специалистов;
  • обращения к руководителю организации с предложениями о выдвижении кандидатов с требуемыми характеристиками с целью реализации карьерного роста;
  • обучение, повышение квалификации в организации (при наличии возможностей), переобучение без отрыва от производства на смежную и вторую профессию;
  • перемещение работника с одного участка на другой при получении согласия сторон при сокращении объемов производства продукции, структурных изменениях;
  • результаты аттестации.

Внешние источники удовлетворения потребности организации в персонале:

  • активный поиск кандидатов через городскую и региональную службу занятости населения;
  • приглашение на работу бывших работников организации;
  • активный поиск кандидатов через интернет (размещение объявлений на сайтах по трудоустройству);
  • участие в ярмарках вакансий (при наличии);
  • рекламные объявления в средствах массовой информации и на рекламных стендах города и области;
  • контакты с другими организациями;
  • работа с учебными заведениями (заключение договоров о взаимном сотрудничестве, организация практик студентов (производственной и преддипломной);
  • организация работ вахтовым методом;
  • подготовка специалистов за счет средств организации в средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведениях;
  • самостоятельное обращение людей, ищущих работу;
  • заключение срочных договоров о работе со студентами среднего и высшего профессионального образования в период практики и свободного от учебы времени.

Подобрали? Отбираем!

Отбор подобранных кандидатур проводится, как правило, в несколько, последовательно проводимых, этапов.

1 Предварительная отборочная беседа (организовывается начальником ОК). Целью предварительной беседы является выявление кандидатов, обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакансии. Критериями отбора на этом этапе является соответствующее образование (подготовка) и официально зафиксированный опыт работы по специальности, профессии.

2 Анализ пригодности кандидата по представленным подлинным документам и заполненной анкете (проводится начальником ОК). Анализ пригодности кандидата проводится на основании подлинных документов об образовании, подготовке или повышении квалификации, аттестации, записей в трудовой книжке о выполнении определенных видов работ по профессиям, специальностям соответствующей квалификации или должностей и дает возможность оценить опыт работы, знания и умения кандидата.

3 Собеседование и оценка кандидата. Цель собеседования - оценка степени соответствия кандидата портрету подходящего организации работника, оценка его способностей выполнения требований и должностной инструкции, потенциала его роста и развития, выявление профессионализма, владения методами работы.

В зависимости от уровня должности в структуре управления организации, категории профессии, собеседования проводятся:

  • специалистом отдела кадров;
  • начальником отдела кадров;
  • руководителями подразделений непосредственно при ознакомлении с условиями труда на рабочем месте, требованиями рабочей, должностной инструкции, оплатой труда, социальными льготами, положениями отдельных нормативных актов, касающихся деятельности работника на производстве;
  • заместителями руководителя организации по направлениям;
  • руководителем организации.

На основе анализа информации, полученной в результате собеседований, руководитель организации (или начальник отдела кадров – по указанию руководителя) принимает решение о приеме кандидата на работу. Начальник ОК на основании этого решения выдает направление в медицинское учреждение, где указывается характер работы.

Отобрали? Оформляем трудовые отношения!

Как правило, лицо, поступающее на работу в организацию, предъявляет документы согласно ст.65 ТК РФ.

Могут понадобиться и дополнительные документы – в отдельных случаях с учетом специфики работы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится в отделе кадров.

Трудовой договор может заключаться (ст.58 ТК РФ):

  • на неопределенный срок,
  • на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

При заключении трудового договора в нем, по соглашению сторон, оговариваются условия работы и оплаты труда, может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе (ст.70 ТК РФ), за период которого непосредственно в рабочей обстановке проверяется обоснованность сделанных выводов о пригодности кандидата на вакансию (ст.71 ТК РФ).

Заключенный трудовой договор является основанием для издания приказа по организации о приеме кандидата на работу.

Формы документов, применяемых в организации при оформлении трудовых правоотношений, в процессе трудовой деятельности и при увольнении целесообразно (для оперативности) устанавливать не стандартом, а сборником форм документов.

Сборник, как правило, оформляется персоналом ОК, подлежит ежегодной проверке (об этом уже нужно писать в СТО) на соответствие установленным законодательством требованиям, при необходимости – корректируется. Есть смысл вести сборник в электронном виде (в виде отдельной папки с соответствующими правами доступа).

В сборник обычно включают формы следующих документов:

  • трудовой договор;
  • личная карточка работника;
  • анкета;
  • заявление работника о приёме, об увольнении, о переводе на другую работу,
  • соглашение сторон об изменении условий трудового договора;
  • приказы (распоряжения) о приеме, увольнении и переводе работника на другую работу.

Кроме этого, в сборнике устанавливают формы книг регистрации:

  • трудовых договоров и приказов (распоряжений) о приеме на работу;
  • соглашений сторон об изменении условий трудового договора;
  • приказов (распоряжений) о переводе работника на другую работу;
  • других необходимых документов, используемых в кадровой работе.

Не забываем о соответствии форм требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Решение о ведении личных дел работников организации принимает руководитель организации. Это решение целесообразно оформить документально.

Оформили? Пытаемся управлять персоналом в процессе трудовой деятельности...

В организации могут применяться следующие методы управления персоналом в процессе трудовой деятельности:

- административные;

- экономические;

- социальные.

Административные методы управления могут быть:

- организационными;

- распорядительными.

Организационные воздействия обычно реализуются путем издания и доведения до персонала (в части, касающейся) следующих организационно-распорядительных документов:

- штатное расписание;

- устав организации;

- положения о подразделениях;

- положения о видах деятельности;

- должностные (рабочие) инструкции;

- инструкции по охране труда;

- правила внутреннего трудового распорядка.

Организационные воздействия также должны реализовываться путем организации рабочего места (среды для функционирования процессов), регулирования условий труда.

Распорядительные воздействия реализуются путем издания и доведения до персонала (в части, касающейся) следующих документов:

- приказы (распоряжения, указания, предписания).

Распорядительные воздействия также реализуются путем:

- проведения инструктажей;

- издания плановых документов;

- нормирования труда;

- координации выполняемых работ;

- контроля исполнения.

Экономические методы управления включают в себя действия в рамках управления оплатой труда персонала.

Социальные методы управления обычно включают в себя следующие виды воздействий:

- социологические исследования (это и есть мониторинг удовлетворенности персонала как потребителя – об этом говорилось выше);

- общение и переговоры с персоналом на всех уровнях управления организации;

- реализация принципов социального партнерства в сфере труда.

Не забываем, что общение имеет целью, ни много ни мало, выполнение требований ГОСТ Р ИСО 9001: формирование необходимых факторов среды для функционирования процессов:

  • социальные (отсутствие дискриминации в коллективе, спокойствие, бесконфликтность);
  • психологические (снижение уровня стресса, профилактика эмоционального выгорания, эмоциональная защита).

Реализация принципов социального партнерства в сфере труда производится в соответствии с разделом II ТК РФ.

Адаптация персонала

Очень важный этап управления персоналом – адаптация. Работнику, когда он ещё готов называть на «Вы» даже кошку, необходимо помочь освоиться на новом месте работы. Это: минус стресс у работника, плюс – работник не сбежит через пару дней.

Процедура адаптации производится после оформления трудовых отношений и, обычно, включает в себя:

  • разъяснение всех положений трудового договора;
  • проведение всех видов инструктажей, предусмотренных для данной должности (специальности);
  • доведение правил трудового распорядка;
  • доведение положений коллективного договора (при наличии);
  • доведение должностной (рабочей) инструкции;
  • доведение политики и целей организации в области качества (а как же без этого!);
  • разъяснение места и функции работника в процессах и процедурах СМК организации;
  • обеспечение работника всем необходимым для осуществления своих обязанностей (средства производства, средства индивидуальной защиты и др.);
  • вводный инструктаж на рабочем месте;
  • ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс;
  • закрепление наставника (при необходимости);
  • представление сотрудника на собраниях (совещаниях) подразделения (организации).

В течении первого месяца работы сотрудника руководителю подразделения необходимо проводить ежедневное общение с этим сотрудником по вопросам адаптации в коллективе и принимать, при необходимости, срочные коррекции.

Оцениваем компетентность персонала

Оценку компетентности персонала в организации, обычно проводят в виде:

  • аттестации;
  • проверок руководителями в процессе деятельности.

Как правило, порядок оценки компетентности устанавливают отдельным стандартом (положением, инструкцией). О нюансах оценки компетентности я расскажу в одной из ближайших статей.

Профессиональное развитие персонала

Профессиональное развитие персонала производится в соответствии с требованиями раздела IX ТК РФ, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональное развитие персонала производится по следующим направлениям:

  • профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • переподготовка рабочих, служащих;
  • повышение квалификации рабочих;
  • повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих, включая стажировку.

Профессиональное развитие персонала также реализуется в организации кадровыми перемещениями на вышестоящие должности.

Как правило, порядок профессионального развития персонала также устанавливают отдельным стандартом (положением, инструкцией). О нюансах профессионального развития - в одной из ближайших статей.

Храним документированную информацию по персоналу

Ответственность за оформление, хранение и поддержание в надлежащем состоянии соответствующей ДИнф (документов и записей) об образовании, подготовке, компетентности персонала возлагается, как правило, на начальника отдела кадров.

Сроки хранения указанной ДИнф установлены:

  • Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (125-ФЗ от 22.10.2004);
  • приказом Федерального архивного агентства «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (№ 236 от 25.12.2019).

Не забываем про защиту персональных данных!

И напоследок. Если Вы квалифицировали управление персоналом как процесс, не забудьте упомянуть о том, как Вы будете управлять несоответствующими результатами процесса (п.8.7 ГОСТ Р ИСО 9001), в случае чего...

Содержание стандарта организации, в который включено всё, о чем шла речь в статье можно посмотреть на сайте проекта «СМК-консультант». Это СТО 8765RISO-106-2022 «Система менеджмента качества. Управление персоналом. Общие положения».

Хотите посмотреть СТО по ГОСТ РВ 0015-002-2020? Сюда: СТО 123456RW-106-2021 «Система менеджмента качества. Управление персоналом. Общие положения».

Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.

3.04.2021