Введение
Главная особенность процесса подготовки Конституции СССР 1977 г.[1] — его длительность, нетипичная для номинального советского конституционализма. Если все предшествующие советские Конституции (1918, 1924 и 1936 гг.) принимались вскоре после создания Конституционной комиссии, то последняя (1977 г.) разрабатывалась в течение 15 лет (1962–1977 гг.). Решение о выработке новой конституции было принято Верховным Советом СССР еще 25 апреля 1962 г. В августе-сентябре 1964 г. Конституционная комиссия под председательством Н. Хрущева подготовила итоговый проект, однако уже в октябре Хрущев был отстранен от власти, а в декабре Комиссию возглавил Л. Брежнев[2].
Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. отдельно каждой из палат Верховного Совета СССР – Советом Союза и Советом Национальностей – единогласно. Она содержала много новелл и была уникальна как по форме, так и по сути. Принятая Конституция СССР имела преамбулу (ранее не было), состояла из 174 статей (ранее – 146), объединенных в 21 главу (ранее – 13) и 9 разделов (ранее не было)[3].
К появившимся принципиально важным положениям можно отнести, во-первых, введенное понятие «политическая система», при которой вся власть принадлежит не трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, как прежде, а народу. СССР теперь общенародное государство, где все органы государственной власти подотчетны народу.
Появляются институты «всенародного обсуждения» и «референдума», на которые выносятся наиболее важные вопросы государственной жизни. За профсоюзами, общественными организациями закреплено право участвовать в управлении государственными и общественными делами. Субъектами общественной жизни признаны трудовые коллективы. В качестве одного из принципов политической системы определен принцип законности, предполагающий, что государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и законы. На смену диктатуре пролетариата приходит социалистическая демократия, означающая народный контроль, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Конституция СССР 1977 г. рассматривает не экономическую основу, а «экономическую систему» страны. В руководстве экономикой допускается сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий при активном использовании хозяйственного расчета прибыли, иных экономических стимулов.
Обязанностью всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц признано уважение личности, охрана прав и свобод граждан. Статья 160 Конституции СССР установила, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Семья взята под защиту государства. В Конституции впервые провозглашаются права: на охрану здоровья, на жилище, пользование достижениями культуры, научного, технического, художественного творчества, на авторство, вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Установлены обязанности граждан: заботиться о воспитании детей, родителях, сохранении исторических памятников и других культурных ценностей, беречь природу, охранять ее богатства. Гражданам СССР за границей гарантированы защита и покровительство.
Изменения также произошли и в сфере осуществления правосудия.
Актуальность темы обусловлена тем, что понимание и применение современных правовых институтов немыслимы без соответствующего анализа, прежде всего, осмысления исторической практики, ибо исследование постепенных модификаций современных общественных институтов весьма важно потому, что оно выясняет саму суть последних, их отдаленные корни, выдвинувшие их жизненные интересы.
Ныне действующая Конституция РФ[4] отражает конституционно-правовой статус органов государственной власти, выстроив определенную систему разделения властей.
Принято считать, что принцип разделения властей, являясь основой функционирования государственного аппарата, выполняет роль политико-правового балансира, который обеспечивает гармоничное взаимодействие высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти между собой[5]. Это во многом способствует стабилизации конституционных отношений, возникающих при реализации публичной власти[6].
Как один из принципов организации государственной власти в современной России, принцип разделения властей был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете 12 июня 1990 г.[7], а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая провозглашает, что в нашей стране государственная власть в осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом органы всех трёх ветвей власти самостоятельны.
Указанное выражается в том, что законодательная деятельность реализуется Федеральным Собранием (ст. 94 Конституции РФ), которое составляют две палаты — Совет Федерации и Государственная Дума; исполнительная власть принадлежит Правительству РФ (ст. 110 Конституции РФ); органами судебной власти (правосудия) являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. При этом согласованное функционирование и взаимодействие всех указанных ветвей и органов государственной власти гарантируется и обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Практическая реализация принципа разделения властей в нашей стране идет с большим трудом[8].
Степень изученности темы. Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных исследователей. Аспекты реализации основных положений Конституции СССР 1977 г., в частности, рассмотрены следующими авторами: Д. А. Авдеев, С. Л. Бехтерев, В. Ю. Войтович, Е. С. Дубинина, Б. Л. Железнов, А. Н. Медушевский, В. В. Мамонов, М. Н. Матвеев, Н. Мошкин.
Объектом исследования выступает система органов законодательной власти.
Предметом исследования является система органов законодательной власти по Конституции СССР 1977 г.
Цель курсовой работы заключается в исследовании и анализе системы органов законодательной власти по Конституции СССР 1977 г. (на примере Удмуртской автономной республике).
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть конституционно-правовые основы деятельности органов законодательной власти по Конституции СССР 1977 г.;
2) изучить статус, полномочия и функции Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР;
3) проанализировать систему органов законодательной власти в союзных и автономных республиках, в том числе в Удмуртской автономной республике;
4) исследовать систему органов местной власти по Конституции СССР 1977 г.;
5) охарактеризовать систему органов Советов у Удмуртской автономной республике.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты 1977 г., 1978 г. и ныне действующие Российской Федерации, Удмуртской Республики.
Методологическую основу исследования системные и аналитический подход к изучению системы органов законодательной власти по Конституции СССР 1977 г. В качестве базовых основ принята работа А. Н. Медушевского, где анализируется Конституция СССР 1977 г., осуществляется её сравнение с Конституцией СССР 1936 г., определяются предпосылки её принятия, новеллы в регламентации политической системы страны, экономики, прав личности, а также предлагается использовать опыт разработчиков этого документа для нынешнего конституционного развития.
Методологическую основу курсовой работы составил комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и специальные (социологический, статистический) методов научного исследования.
Структура работы обусловлена её целью и задачами: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список источников и литературы.
Продолжение в одноимённой группе в Вконтакте по ссылке
Глава 1 Конституционно-правовые основы деятельности органов законодательной власти по Конституции СССР 1977 г.
1.1 Верховный Совет СССР: статус, полномочия, функции
1.2 Президиум Верховного Совета СССР: статус, полномочия, функции
1.3 Система органов законодательной власти в союзных и автономных республиках
1.4 Система органов законодательной власти в Удмуртской автономной республике
Глава 2 Система органов местной власти по Конституции СССР 1977 г.
2.1 Система местных Советов (городской, районный и сельский уровни)
2.2 Система местных Советов в Удмуртской автономной республике
Заключение
Список источников и литературы
Список источников:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — ст. 4398.
2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. — 1977. — № 41. — ст. 617
3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1978. — № 15. — Ст. 4078;
4. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 2. — ст. 22.
5. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О народном контроле в СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1979. — № 49. — ст. 840. — Утратил силу в связи с принятием Постановления ВС СССР от 16 мая 1991 г. № 2162–1.
6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 35. — ст. 3506. — Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
7. Регламент Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик (принят ВС СССР 19 апреля 1979 г. № 3-X) // Ведомости ВС СССР. — 1979. — № 17. — ст. 272. — Утратил силу в связи с изданием Постановления СНД СССР от 20 декабря 1989 г. № 960–1
8. Конституция (Основной Закон) Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. — Ижевск: Удмуртия, 1990. — 48 с.
Список литературы:
9. Авдеев, Д. А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 9. — С. 34.
10. Бехтерев, С. Л. Конституционный процесс в позднесоветской автономной республике (по материалам Удмуртии) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2014. — № 3. — С. 136–140.
11. Бехтерев, С. Л. Конституционный процесс в Удмуртии: от социалистической демократии к либеральной // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2015. — № 5. — С. 96–102.
12. Войтович, В. В семье советских республик // Пропагандист и агитатор. — 1986. — № 23. — С. 17.
13. Войтович, В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. — 286 с. — С. 123.
14. Войтович, В. Ю. Зарождение национальной государственности в Удмуртии (к 95-летию образования УАО) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2015. — № 6. — С. 124–130.
15. Дубинина, Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. — 2013. — № 5 (11). — С. 95–98.
16. Железнов, Б. Л. Конституционно-правовые институты автономных республик советский период // Вестник экономии, права и социологии. — 2008. — № 4. — С. 54–67.
17. Медушевский, А. Н. Основной закон СССР 1977 г. государство и личность в эпоху «развитого социализма» // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». — 2014. — № 3 (74). — С. 149–168.
18. Мамонов, В. В. Конституция СССР 1977 года: этап развития или основа «застоя»? // Ленинградский юридический журнал. — 2014. — № 4(38). — С. 185–192.
19. Матвеев, М. Н. Власть и общество в системе самоуправления России в 1977–2003 годах. Автореферат дис. … докт.истор.наук. — Самара, 2006. — 472 с.
20. Мошкин, Н. Власть, открытая для всех // Пропагандист и агитатор. — 1986. — № 11. — С. 6.
Другие работы в одноимённой группе в Вконтакте
(https://vk.com/law.school.graduate): готовые задачи, ситуации, кейсы, тесты, статьи, доклады, презентации, рефераты, контрольные, курсовые и другие студенческие работы, чтобы примерно представлять как их выполнять (с чего начать и т.д.).