Найти тему
Военная техника

Royal Aircraft Factory S.E.5 часть 2

S.E.5a, на котором летал лейтенант Алан Мори из 60-й эскадрильи RAF.

В последний год войны истребительным эскадрильям S.E.5a приходилось не только справляться со все более сложной задачей по поддержанию превосходства в воздухе, но и поддерживать сухопутные войска Антанты, отступавшие под натиском наступления кайзеровской армии.

Январь 1918 г.

Хотя боевой дебют S.E.5 состоялся весной 1917 года, к концу года готовых самолетов (на многих из них не было двигателей) хватило всего лишь на пять эскадрилий RFC - 56-й, 60-й, 84-й, 40-й и 41-й эскадрильи. Вскоре, однако, с увеличением производства количество эскадрилий S.E.5a к началу 1918 года увеличилось вдвое. В январе 24-й и 32-й эскадры приступили к эксплуатации на новом самолете Airco DH.5, который использовался до тех пор, а затем коллективно списан. До конца месяца S.E.5a перешел в 1-ю эскадрилью (которая была перевооружена из Ньюпорта), а следующие две бывшие эскадрильи Airco DH.5 - в 64-ю эскадрилью и 2-ю эскадрилью AFC (Австралийский летный корпус).

В первые дни нового 60-го года Sqn потерял своего пилота при весьма необычных обстоятельствах. Канадский 2 / Lt. Оуэн Тамер отправился на север из Фландрии и случайно приземлился в нейтральных Нидерландах, где он был интернирован до конца войны, а его S.E.5a (B4885) был призван в ВВС Нидерландов. Через три дня (9 января) пилоты этой эскадрильи участвовали в одной из тех стычек, которые обсуждаются до сих пор. В окрестностях Moorslede Ltn. Макс фон Мюллер, в то время командующий Jasta Boelcke, на счету которого уже было 36 побед, обстрелял британский легкий бомбардировщик и разведывательный самолет R.E.8. Затем он резко выстрелил - неизвестно, для устранения заклинивания пулемета или его поразил задний наводчик. Затем на него напали два эйса 60. Sqn - Capt. Роберт Чидлоу-Робертс и капитан. Фрэнк Соден. Когда загорелся «Альбатрос», сказать невозможно. В любом случае Мюллер скорее выпрыгнет из кабины (без парашюта), чем сгорит заживо.

Плохая погода ограничила деятельность авиации до 24 января. В полдень того же дня около Баселэра патруль 60-й эскадры был атакован одним-единственным «Альбатросом», который нырнул с солнца в строй ЮВ. Lt. Алан Мори повернулся к нему и врезался в него, разорвав пополам. Оба пилота - Мори и лейтенант. Мартин Мебиус из Яста 7 - погиб. На следующий день (25 января) капитан. Гарольд Хамерсли, австралиец из 60-й эскадрильи, возглавил свою эскадрилью на помощь бомбардировщикам Airco DH.4, которые отбивали атаки дюжины «Альбатросов» в районе Стадена. Он нацелился на тот, который выделялся черной краской и белой буквой K на фюзеляже, что вынудило его совершить вынужденную посадку. Это была седьмая победа Хэмерсли. Его противником, скорее всего, был Ltn. Отто Кунст из Яста 7.

Незадолго до полудня 30 января капитан. Джеймс МакКадден, старший ас 56-й эскадрильи, заметил другого врага во время охоты на разведывательные самолеты: я был один на высоте 5800 метров над Камбре, когда увидел патруль из пяти немецких истребителей ниже и к западу от меня. Они летели на высоте около 4300 метров над Бурлонским лесом. Я подумал, что если я получу их сверху и быстро снесу, я должен сбить хотя бы одного. Во время моих одиноких прогулок мне приходилось быть очень осторожным, кого, как и где я атаковал. Я чувствовал себя обязанным следовать принципу, который продвигал, - сбить как можно больше самолетов противника с минимальным риском.

Я бросился вниз. Я сразу же оказался за лидером, которому я выстрелил серией с очень близкого расстояния. Он сразу же нырнул вертикально на землю, посыпав за собой куски дерева. Позже наши зенитные орудия подтвердили, что он попал в землю. У меня не было времени наблюдать за ним, так как я боролся с другими четырьмя бойцами все это время, что захватило все мое внимание. Я наступил на хвост Пфальца, который после очень короткой очереди Виккерса начал закручиваться.

Остальные немцы начали паниковать. Я перешел на другой Альбатрос. Он тоже скатился вниз. В то же время я понял, что у меня на хвосте еще один Альбатрос, безудержно стреляющий в меня. Я очень быстро поменялся с ним местами и просто упаковывал в него красивую серию, когда оба моих пулемета замолчали. Я огляделся и обнаружил, что у Льюиса кончились боеприпасы, а у Виккерс порвалась лента с боеприпасами. Так что я остался уязвимым. Но я чувствовал себя ужасно храбрым, а два других пилота, Пфальца и Альбатроса, были очень плохими, поэтому я начал их преследовать. В какой-то момент я подлетел так близко к Пфальцу, что чуть не протаранил его. Я мог бы бросить тухлое яйцо в его пульт дистанционного управления, будь он у меня под рукой. Я преследовал обоих преступников к югу от Камбре. В конце концов ко мне вернулся здравый смысл. Я повернул на запад и вскоре после этого приземлился в своем аэропорту.

Vzfw был убит на сбитом им «Альбатросе». Адам Барт из Jasta 10. Это была 45-я победа Маккуддена. Вскоре после этого, над соседним Вамбе, капитан. Джеффри Боуман и его эскадрилья удивили другой вражеский патруль, атаковав сверху. Lt. Кеннет Джунор (канадец), будущий ас 56-й эскадрильи, выстрелил в один из «Альбатросов» D.V так успешно, что тот упал на землю, увлекая за собой поток огня. Немецкий летчик Облтн. Бруно Юстин из Яста 35 умер.

Февраль 1918 г.

Командиры британских истребительных эскадрилий гибли не так часто, как их немецкие коллеги, потому что в RFC лишь немногим разрешалось летать в бою, считая их слишком ценными (в воздухе их заменяли командиры отдельных эскадрилий). Некоторые, однако, летели вопреки приказу. Одним из них был майор. Фредерик Пауэлл, 41 год. Во второй половине дня 2 февраля в районе Дуэ его эскадрилья столкнулась с Jasta 10. В ходе этой стычки Ltn. Макс Кюн сильно повредил S.E.5 майора серией точности, а сам получил ранение в плечо. Пауэллу удалось совершить аварийную посадку в немецком аэропорту и попал в плен.

Утром 5 февраля патруль 60-й эскадрильи в районе Штаден / Хугледе вступил в перестрелку с «Альбатросами». 2 / Лт. Сирилл Болл, младший брат Альберта Болла (упавшего за год до этого туза RFC), как раз мчался с одним из своих противников, когда на него напали. При попадании двигателя он должен был совершить вынужденную посадку и был захвачен - правда, по другой версии событий, он был сбит с земли, а за ним - Оффств. Отто Эссвайн из «Яста 26» деловито «забил» его как седьмую из 12 своих побед. В тот же день над Гелувельд Капт. Франк Соден из 60-й эскадрильи возглавил свою эскадрилью, чтобы атаковать горстку альбатросов. Когда через мгновение из-за заклинивания обоих пулеметов он попытался выйти из боя, это сразу заметили два немецких летчика и погнались за ним. Подойдя к линии фронта, Соден сделал крутой поворот, и один из следующих истребителей врезался в дерево; потом ушел второй. Разбитый - в списке успехов Содена как его 16-я победа!