Пространство, безусловно, влияет на наше мироощущение. Но оно также способно создавать или поддерживать ложные иллюзии. Гоа в этом смысле служит хорошей иллюстрацией. Впрочем, как и вся остальная Индия.
Ходить босиком и дышать воздухом свободы… Все идут. Но непонятно, что это за путь? Познания? Освобождения?
Да, порой важен сам процесс, а не цель. Но если он не преображает, не даёт толчка к собственной внутренней эволюции, если, остановившись, ты оказываешься в исходной точке – то зачем?
Сказочный образ Индии сыграл злую шутку со многими из знакомых. И этих несчастных, по моим наблюдениям, больше, чем счастливчиков обогретых объятиями этой страны. Истерзанный субконтинент, в котором понятие счастья настолько не универсально, насколько разнообразна нищета.
Богатые также несчастны, как бедные. Мерилом благополучия становится количество золота. Его обладатель получает равное запасу драгоценного металла уважение и положение в обществе, но никак не счастье. К тому же золото капитально развращает индийца. На свет начинают выходить монстры.
Помню дядьку, который в разгар пандемии заказал себе маску из золота (крепилась она за уши всё той же резинкой от трусов). О нём и писали, и сюжеты снимали. В его руках неизменно была пачка купюр. Что-то сюрреалистическое во всём этом было. Через пару месяцев бизнесмен снова прогремел в новостях, но уже в некрологах. Не спасла золотая масочка.
Хорошо помню, как в разгар индийского локдауна, толстая гоанская индийка Лалита, на просьбу сбить цену на аренду – ведь народу-то нет совсем – ответила: «Гоанские люди не едят пищу, они едят деньги!» Тогда мы уехали в соседнюю деревню, и сняли номер в отеле по очень дружественному прайсу. К Лалите никто так и не заехал.
И вот эта поразило больше всего. То есть она, видимо, для себя решила – либо сдам за деньги, как в высокий сезон, либо останусь совсем без заработка. Непостижимый выбор, если ты в принципе заточена на заработок с туристов.
Уже потом, в Джайпуре милый дядька, как он сам сказал, - местный тургид, у дворца Хава Махал принялся объяснять, что Гоа – это не Индия, гоанцы не любят остальных индийцев, на что, те отвечают им взаимностью. Об этом обязательно ещё расскажу подробнее, со всеми нюансами.
Часто говорят, что у каждого своя Индия. Но это неправда. Дело не в том, что одному она показывает свои прелести, а другому – ужасы. Это не избушка на курьих ножках, которая кому задом поворачивается, кому – передом. Индия – бурный поток, который несёт тебя также стихийно, как лодку по горной реке. И если натыкаешься на пороги – бьёт так, что мало не покажется.