Найти тему
Татьяна Костырева

Взлёт и посадка, или воинский долг во имя "славы жизни в росе"

В ООО "Агрофирма Манчажская" уже многие годы трудится водителем А. А. Федотов . На добродушном лице мужчины всегда улыбка, и в любой момент он готов выдать анекдот, соответствующий затронутой теме.

Андрей Анатольевич Федотов  Фото Татьяны Костыревой
Андрей Анатольевич Федотов Фото Татьяны Костыревой

Я не люблю анекдоты, но меня заинтересовали его разносторонние знания в области литературы и музыки, любовь к природе. Оказывается, Андрей Анатольевич прочёл множество книг. Мы обсуждаем "Собачье сердце", "Мастера и Маргариту", "Белую гвардию" Булгакова, "Плаху" Айтматова. В детстве он запоем читал Д. Ф. Купера, Р. Сабатини, Т. М. Рида… Несмотря на то, что семья Федотовых вела кочевой образ жизни военных, огромная домашняя библиотека всегда следовала за ними.

После первого танца - жена военного

Отец героя моего очерка, Анатолий Леонидович, окончил военное лётное училище. С детства грезил небом, поэтому самолёты стали смыслом его жизни. Родился он в Наталинске Красноуфимского района, куда, будучи молодым выпускником, в 1955 году приехал навестить родителей. На танцах в клубе бравый красавец в военной форме сразу выделил среди танцующих красивую девушку, молодую учительницу, приехавшую по распределению в посёлок после окончания педучилища, где она училась на отделении младших классов. Пригласил на танец, проводил до дома. А на следующее утро Анатолий сумел убедить девушку отдать ему паспорт, что та и сделала в полном недоумении. А в обед он был уже в школе, где, возвращая паспорт с печатью из ЗАГСа, поставил любимую перед фактом: " Ты - моя жена! Завтра мы уезжаем в Германию!"

Так Маргарита Николаевна стала верной спутницей военного на всю их долгую и счастливую семейную жизнь. В 1956 году в семье Федотовых родилась дочь Вероника, а через четыре года - Андрей.

Букет ароматов детства

Маленький Андрей часто болел, и врачи посоветовали сменить климат, потому годовалого сына родители были вынуждены отправить на Урал к дедушке и бабушке, где он и прожил до семи лет.

Деревенское детство до сих пор самыми лучшими воспоминаниями. Дед Леонид - фронтовик, строгий и требовательный. Взглянув на упитанного годовалого карапуза, не сумевшего перешагнуть через высокий порог, сурово изрёк: "Не наш внук!" Но потом научил мальчика всему. Андрей вместе с дедом набивал погреб снегом, устраивая там ледник; помогал управляться с пчёлами - держали пять ульев. Помнится, когда качали мёд, дед посылал его за свежим хлебом, а потом, Андрей, полив на ломоть жидким пахучим золотом, садился у плетня и, жмурясь от солнца, ел.

Дед научил Андрея читать, когда тому исполнилось три года, по газете "Правда". Соседи не верили, говоря, мол, выучил буквы, запомнил. Дед обижался и, защищая внука, требовал, чтобы приносили свои газеты, а потом Андрей гордо читал по ним.

Любил помогать другу Ларику, отец которого трудился почтальоном, разносил по посёлку корреспонденцию.

Дед работал стекловаром на стеклозаводе, там и выдул из разноцветного стекла муляжи яиц, которые подкладывал в гнёзда домашним курам. Андрей тайно пробирался в курятник: поиграет со стеклянным яйцом, а потом возьмёт настоящее, пальчиком проколупает дырочку - выпьет содержимое, скорлупку на место положит. А старики, находящие в гнёздах пустые яйца, дивились: " Мыши что ли балуют?"

Был у Андрея верный друг, дворняга Дружок, с которым, обнявшись, не раз спали в собачьей будке.

Бабушка Анастасия вставала в четыре утра, управлялась со скотиной. Андрей с большой кружкой подходил к подойнику, а бабушка наливала ему парного молока.

Вечером, взяв два ломтя хлеба: один с маслом для себя, другой с солью для коровы, бегал встречать табун. После вечерней дойки гонял свою кормилицу и соседских коров пасти на луг до самого захода солнца. Бабульки - соседки давали ему за это рубль. На скопленные деньги он купил велосипед.

Помнится сенокос с заливными лугами. Запахи цветов, клевера, земляники, когда перевернутый граблями валок обдавал ароматом трав. Особенно нравилось, когда отмечут сено на сарай, а оттуда льётся запах лугов, росы и звёзд, голубого неба и палящего солнца, крепкого пота и ещё чего - то родного. Андрей Анатольевич говорит: "Ни один парфюмер не сделает такого букета ароматов".

Семья с военным укладом

Из Наталинска семилетнего Андрея забрали родители, проживающие уже на Украине. Здесь они сменят не один гарнизон. С первого по четвёртый класс Андрей учился в Мартыновке, где базировался 642-й гвардейский Братиславский Краснознаменный авиационный полк. Здесь отец летал на ТУ -2, ТУ-4, МиГах. Вместе с папой он обследовал ни один самолёт, узнавал его устройство, помогая в ремонте.

Затем вновь была Германия. В пятый класс Андрей пошёл в г. Ной - Вельцове, где дислоцировался Краснознамённый ордена Кутозова 3 степени отдельный разведывательно авиационный полк. А после восьмилетки всех детей с шести гарнизонов свозили в г. Котбус, где они учились девятом и десятом классах.

Андрей учился хорошо, особенно любил литературу и даже писал стихи. Активно занимался стрельбой в тире, волейболом, баскетболом и лёгкой атлетикой, а ещё посещал авиамодельный кружок, где мастерил превосходные модели самолётов, которые с восторгом запускал в небо. Частенько устраивались встречи с немецкими школьниками, которые ребята между собой называли "дружба". У советских пионеров были красные галстуки, а у немецких - синие.

В какой - то из периодов жизни отец попробовал уйти из авиации, устроившись помощником моториста на корабль, служил в торговом флоте и побывал в Индии, Японии, Франции и Италии, но всё же, окончив факультет радиоэлектроники очередного военного училища, вновь вернулся на службу, но уже в качестве руководителя полётов. Андрей частенько сидел рядом с ним, и наблюдал, как тот прослеживает за высотой самолётов, расстоянием, за тем, сколько осталось в баках топлива. Как чётко отдавал распоряжения и команды, поднимая и сажая самолёты.

Мама великолепно пела и исполняла классические произведения на пианино, а ещё она изумительно готовила, передав мастерство сыну, который с удовольствием экспериментировал, создавая свои кулинарные шедевры.

Маргарита Николаевна, следуя за мужем, успела получить два высших образования, окончив даже университет марксизма - ленинизма. В каждом гарнизоне она возглавляла женсовет и пела в хоре.

Десятый класс Андрей заканчивал в г. Мончегорске Мурманской области, сдавал вступительные экзамены в Калининградское военное авиационно-техническое училище. Но нелепая случайность поменяла планы - на стенде в списках не сдавших испытания увидел, как казалось, свою фамилию. Расстроился и вернулся в Мончегорск, устроившись лаборантом в школу. Там же заведовал радиоузлом и вёл фотокружок. Позже оказалось, что в списках стояла такая же фамилия, с такими же инициалами, но это был другой человек, а когда всё выяснилось, то Андрей, махнув на всё рукой, решил, что ему не судьба быть военным.

-2

Первым делом, первым делом самолёты…

В 1978 году призвался в армию, и волею судьбы попал служить в Германию в разведбат танковых войск. Отслужив, поехал к сестре в Волхов (которая, кстати, стала женой военного), где устроился водителем в Волховское ОГАТ и совершал ежедневные поездки за продуктами в Ленинград.

Но, выросший в семье, где фильм "Офицеры" был культовым и смотрелся со слезами на глазах, Андрей понял, что вне армии он не сможет. В 1981 оканчивает Школу прапорщиков в Новоселицах и по распределению попадает в вертолётный отряд, базирующийся в Алакуртти и обслуживающий погранзаставы.

Здесь его поразила узкоколейка 1886 года с гербом царской России, частью функционирующая; заминированные немецкие грузовики и бочки с горючим, торчащие из земли, оставшиеся со времён войны, блиндажи в скалах. Когда - то на этом месте располагался фашистский аэродром. В сопках находили даже разбитый американский самолёт того времени.

Навсегда полюбил Андрей Анатольевич и северную природу. В реке Тумче (финское название - Тунтсайоки) ловил форель; а в прозрачных водах озера Куолаярви, расположенного недалеко от с. Кайралы, наблюдал за плавающими рыбами; собирал бруснику. Бывало, охотился за куропатками, рябчиками, глухарями, изучая их повадки. Наблюдал за мишкой, играющим обломком сосны, словно струной музыкального инструмента; а во время рыбной ловли, угощал медвежонка, пришедшего на берег за хариусом.

Во время службы был он и водителем, перегоняя из Гатчины машины в разные военные части. А в Мончегорске вернулся к знакомой с детства деятельности, выполняя функции техника - механика по СД (самолётным двигателям) на военной авиабазе, прикрывающей морские границы - мурманскую зону. Несколько самолётов ежедневно осуществляли наблюдение в небе. И Андрей Анатольевич подготавливал их к вылету: проверял аккумуляторы, заправку, чеки… Осматривал взлётную площадку, чтобы не было на ней ни единого даже маленького камешка. Занимаясь ремонтом авиатехники, знал каждый винт и болт. Здесь он получил классность специалист - мастер.

Затем два года служил старшиной и по состоянию здоровья, после операции уволился. Имеет несколько медалей за безупречную службу, юбилейных медалей.

Трудился какое - то время водителем - дальнобойщиком, перевозя рыбу из Мурманска в Москву, а потом в 1998 году подался к родителям в Екатеринбург, где устроился в Уралтрансмаш слесарем по ремонту газового оборудования. Был в его жизни и Челябинский завод, где он фасовал медный купорос.

А в 2000 году волею судьбы Андрей Анатольевич приехал в Манчаж, устроился начальником котельной, а затем сел за баранку "Урала".

Семейная жизнь военного не всегда складывалась гладко. Имеет троих сыновей: Ивана, Анатолия, Кирилла; семь внуков. Сейчас живёт с третьей супругой К. Л. Федотовой, наполнившей сердце новыми мелодиями жизни. Вместе они ходят в храм, где Андрей Анатольевич помогает в учебном процессе воскресной группы, участвуя в праздниках и различных мероприятиях; вместе посещают сельскую библиотеку, где тоже он делится своим опытом с детьми; вместе смотрят военные фильмы: " Небесный тихоход", "Истребители", Хроника пикирующего бомбардировщика"…

Порой растревожится сердце, заноет прошлым и захочется послушать композиции любимой британской рок - группы "Пинк Флойд", в которых он слышит шум мотора самолёта.

Слава жизни в росе

А однажды, раскрыв повесть - сказку Экзюпери, он прочёл: " И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что- то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной ни было механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть…." И тогда Андрей Анатольевич понял, что его "посадка" - это осмысление жизни, новое её проживание, новые глубинные ощущения счастья, которые позволили чувствовать живой мир.

Как- то на поле, подъехав к комбайну, скашивающему траву, он увидел, как жатка приближается к жёлтым ромашкам, замахав руками, остановил тракториста, выпрыгнув из кабины "Урала", собрал цветы в огромный букет, который потом подарил любимой. Дарит он ей и букеты еловых веток с шишками.

В сердце влюблённого в самолёты мужчины начали прорываться черёмуховые метели, сиреневые всплески цветов. В общении с природой он находит вдохновение, любит рыбалку и лес. И идя в лес, он словно говорит словами М. М. Паустовского: " Я иду будто в свой настоящий дом, где такой мир, такая радость, такая слава жизни в росе. Грибы такие глазастые смотрят на меня со всех сторон. Кто не обрадуется этому всему?"

И тут мне стало ясно, для чего мужчины во все времена надевают военную форму!

Татьяна Костырева

2020г