Удивительно, но дискриминация может распространяться на все, что угодно – даже на процесс купли/продажи. Касательно женских товаров существует даже специальный термин для подобной дискриминации – «налог на розовое».
То есть, женщины не только получают меньшую, чем мужчины, заработную плату, но вынуждены еще и больше платить за некоторые повседневные товары – например, за одежду, предметы гигиены, услуги парикмахерских и многое другое. Этот налог охватывает товары, сопровождающие женщин всю жизнь – начиная от игрушек и школьной формы и заканчивая зубными протезами.
Производители целенаправленно и усердно разделяют свою продукцию на мужскую и женскую. Женская обычно продается в розовых или аналогичного цвета упаковках, имеет сладкие запахи – цветочные, ванильные, запахи «райского сада», «фруктового блаженства» и пр.
В настоящее время ни один закон не запрещает продавцам устанавливать разные цены на идентичные товары в зависимости от пола покупателя.
Как подсчитали экономисты, «налог на розовое» обходится женщине примерно в 2 тысячи рублей в год. Умножьте на 60, и получится, что за жизнь в среднем женщины вынуждены выплатить за свои повседневные покупки на 120 тысяч больше, чем заплатят мужчины.
Не говоря уже о покупке предметов гигиены – например, в США некоторые товары, признанные товарами первой необходимости, не облагаются при продаже налогом, однако, туда не входят гигиенические прокладки и тампоны (в России процесс налогообложения несколько другой, но все мы прекрасно знаем, что никаких скидок на эти товары женщинам не делают).
Как долго существует это явление?
На появление «налога на розовое» впервые обратили внимание еще в 1990 году, когда в Калифорнии (США) впервые обратили внимание на разницу цен на химчистку женской и мужской одежды. Спустя пять лет этот штат принял закон, запрещающий учреждениям «дискриминировать человека в отношении цены, взимаемой за услуги, в зависимости от его пола».
Но, к сожалению, это не распространилось на все штаты и, тем более, на другие страны.
Как распознать «налог на розовое»?
Иногда это бывает не просто – например, в товарах просто не имеющих аналогов для продажи другому полу. Однако, сравните в магазине цены на бритвы синие и розовые, дезодоранты или гели для душа с различными запахами – если цена того, что предлагается женщинам, будет отличаться от того, что продают мужчинам, эта фирма и этот магазин облагают свои товары «налогом на розовое».
Как избежать этого налога?
К сожалению, это удастся не всегда. Например, можно купить бритвенные станки, предназначающиеся мужчинам или шампунь с гендерно-нейтральным запахом (битва будет сложной, если вы не хотите пахнуть «Олд Спайсом», но попытаться стоит), однако, некоторые товары не оставляют женщинам выбора. Нужно стараться избегать маркетинговых уловок – не вестись на розовый цвет, надпись на упаковке «для него» и «для нее» в тех товарах, которые не привязаны непосредственно к полу.
Можно также проводить собственные исследования и выбрать магазины, которые продают товары для мужчин и женщин по одной и той же цене – если эти магазины удобно расположены, то посещать только их, тем самым снизив денежный оборот у магазинов, поддерживающих гендерную дискриминацию.