Найти тему

оторый пока по милости Божией твердо стоит на канонических позициях

оторый пока по милости Божией твердо стоит на канонических позициях.
Вы знаете, что одним из побудительных мотивов Константинополя к такому прямому вторжению в украинские дела с нарушением всех существующих канонических правил было понимание того, что проведение «объединительного собора» и легализация раскольников приведут к обвалу всей Украинской Православной Церкви. Стоит только Константинополю войти в этот процесс, легализовать раскольников, как на «собор объединительный» устремятся иерархи Украинской Православной Церкви. Вот эта идея, она действительно вскружила голову Патриарху Варфоломею, его убеждали в том, что как только это произойдет, один за другим православные архиереи Украинской Церкви пойдут на этот собор, еще им толчок нужен, они уже все готовы. Ну и подавалась ложная информация о десятках архиереев, с именами, которые уже поддерживают «объединительный собор».
Во время моей встречи с Патриархом Варфоломеем я ему сказал, что, когда он намекнул на то, что «значительная часть Вашего епископата поддерживает», я ему сказал, что это ложь, по моим данным, это два-три человека и охарактеризовал личности. Вот на него это никак не подействовало, но так оно и получилось, даже не три, а два. Те самые, которых я имел в виду. Полный провал «объединительного собора», никакого объединения не произошло, произошло объединение раскольников, их незаконная антиканоническая легализация со стороны Патриарха, юрисдикция которого не распространялась на украинскую землю и не могла распространяться. Но действия Константинополя еще вызывают удивление с точки зрения вообще здравого смысла. Ну как можно было заявить о том, что отменяется грамота Патриарха Дионисия 1686 года? Ну кто-то в добром уме и твердой памяти может вообще из церковных или светских руководителей заявить о том, что какой-то акт исторический, которому 300 лет, отменяется?
Вот Аристотель в каком-то из своих произведений цитирует Агафадора, был такой трагик, жил в V веке до Р.Х. И Агафодор, говоря об языческих богах, сказал очень интересную мысль, которую надо бы знать в Константинополе. А мысль такая: «Одно не дано Богу — бывшее сделать небывшим».
Даже вне власти всемогущества лежит возможность изменить прошлое. Все что было неподвластно никому, даже Богу. А к 1686 году — это реальность, из которой возникла целая история. Вот можно себе представить, что Великобритания отменяет Акт о независимости Индии? Ну да, допустим, какой-то сумасшедший там правитель решил отменить. Что, Индия исчезнет? Государство исчезнет? Его устройство исчезнет, экономика, общественные отношения, культура? Ну или еще — то, что называется, пример в том же ряду: ну кому-то в Великобритании в голову вошло ну отменить факт о существовании Соединенных Штатов, ну неправильно было, что там освободительная была война, и вот стало независимое государство, вот 200 с лишним лет меняем — что изменится? Все посмеются.
И ведь надо же было пойти на такую карикатуризацию истории. Действительно, это карикатура. Но пошли. Поэтому, конечно, здесь трагедия с комедией как бы вместе. Потому что просто не представляется даже возможным рационально оценивать вот всё то, что было совершено Константинополем.
Естественно, что вслед за этим последовали наши действия, мы прекратили общение. У Церкви нет другой возможности остановить раскол, как только самим оградить себя от раскола. Поэтому решение о прекращении евхаристического общения — это есть решение о спасении целостности Православной Церкви, это есть желание оградить себя от раскола, от его тлетворного влияния. И поэтому мы принимаем это решение, чтобы сохранить свою целостность. И другого средства в Церкви нет. Поэтому, когда нам говорят, «а не слишком ли вы…», — может быть, слишком или не слишком, это вопрос того, как люди относятся к каноническому праву в церковной жизни, но других средств у Церкви не существует.
Я хотел бы поблагодарить сердечно наших архиереев — митрополитов, правящих епископов за активную поддержку этого решения Священного Синода нашей Церкви. Вы знаете, что сейчас по митрополиям спонтанно собираются различного рода собрания