Стенограмма выступления Патриарха на заседании Высшего Церковного совета 26.12.2018.
"Приветствую членов Высшего Церковного Совета на последнем заседании в этом году. Мы, конечно же, немножко поговорим об итогах этого года. Я бы хотел в первую очередь сердечно всех вас приветствовать. Должен сказать несколько слов о минувшем годе, который, как мы все чувствуем, был очень непростым. И в первую очередь источником очень большого напряжения, фактором, влияющим на самочувствие православных людей, на их духовное состояние, продолжает оставаться положение нашей Церкви на Украине.
Вы в курсе дела, вы знаете, что происходит, вы знаете, какие последние события, самые радикальные, самые опасные для целостности украинского народа, не только для Церкви нашей, произошли в Киеве после решения украинского Парламента в связи с требованиями об изменении названия Украинской Православной Церкви. Вслед за этими изменениями должны последовать репрессии, конечно, и совершенно очевидно, что есть некий ультиматум, что если Церковь не меняет своего названия, то она будет снята с регистрации. Ну а если Церковь меняет свое название, то, естественно, что начинается сильнейшее давление, в первую очередь, на украинский народ, на общественность. Несомненно, начнутся силовые акции по отъятию храмов. Народ на Украине верующий, православный, сильный в вере, эмоциональный народ. И конечно, все то, что может происходить вокруг храмов, имеет риск обернуться кровавыми конфликтами. Поэтому я просил бы усилить наши общие молитвы о сохранении мира на братской украинской земле и, конечно, наши молитвы о сохранении Украинской Православной Церкви.
Всем хорошо известно, что спусковым крючком для начала этих гонений на украинское Православие явилось беспрецедентное, выходящее за границы всякого канонического порядка, а потому преступное решение Константинополя вторгнуться на каноническую территорию Украинской Церкви Московского Патриархата, на территорию нашей Церкви таким образом, что результатом этого вторжения и стали те разрушительные события, которые затем последовали.
Что же это за события? Ну, во-первых, тоже беспрецедентное вмешательство государственной власти в стране, которая открыто декларирует себя приверженной европейским ценностям, а среди европейских ценностей одна из фундаментальных ценностей — отделение Церкви и религии от государства. Так вот, в нарушение этой фундаментальной европейской ценности государство в лице президента прямо вторгается в церковное управление, можно сказать, возглавляет то, что называется «объединительным церковным собором», участвует в переговорах с Константинополем относительно так называемого томоса, и все это — перед лицом телекамер, на весь мир.
Выступая недавно на телевидении, я уже сказал о том, что как бы мир прореагировал, если бы Президент Российской Федерации председательствовал бы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, ну и представлял бы какого-нибудь иерарха Церкви всему миру и общественности вот от лица Собора. Можно себе представить реакцию во всем мире. Ну а здесь — тишина, абсолютная и всеобъемлющая: значит, можно попирать фундаментальные права, можно попирать законы, если в результате этого достигается конкретная политическая цель. А конкретная политическая цель очень хорошо сформулирована, в том числе и полномочными представителями Соединенных Штатов, которые работают на Украине, да и самими представителями украинской власти: нужно порвать последнюю связь, объединяющую наши народы, и этой связью является связь духовная.
Мы являемся свидетелями такой цивилизационной катастрофы, ничего подобного не было никогда. Вот такого грубейшего, открытого вмешательства в церковные дела — может быть, только за исключением времен прямых гонений, через которые наша Церковь также прошла. Поэтому, конечно, происходящие сегодня на украинской земле события, они омрачают душу, но, с другой стороны, подвигают всех нас к усиленной молитве. Я прошу всех вас, братья, и подведомственное вам духовенство — и в церковных молитвах, и в личных — молиться и о Блаженнейшем митрополите Онуфрии, и епископате нашей Церкви,
Стенограмма выступления Патриарха на заседании Высшего Церковного совета 26
3 апреля 20213 апр 2021
3 мин