Любопытно, что оба эти памятника спроектировал один человек – архитектор Михаил Барщ. Он начал карьеру в годы авангарда, когда полеты в космос были еще только мечтой человечества, и дожил до того времени, когда это стало реальностью.
Михаил Барщ спроектировал планетарий в 1927 году – золотую эпоху советского авангарда. В соответствии с принципами новой архитектуры того времени форма здания рассказывает о его предназначении, а в столь масштабной постройке не чувствуется никакой тяжеловесности.
Эллиптический купол диаметром 25 метров и площадью в 1000 квадратов обозначает расположение Большого звездного зала, изначально принимавшего до 1400 человек одновременно. Помимо него был устроен Малый зал, площадка для астрономических наблюдений, дополнительные помещения для зрителей.
Стоит отметить идеальную стилистическую выдержанность работы Барща – все элементы здания были просты и функциональны, сформированы простыми геометрическими линиями. Например, козырек над входом напоминал изогнутый лист бумаги, а доступ в будку киномеханика осуществлялся с улицы, по винтовой лестнице, заключенной в стеклянную трубку.
А в 1964-м Барщ поучаствует в проектировании монумента «Покорителям космоса» рядом с ВДНХ. Ему повезло прожить от мечтаний о космосе до первых шагов в его освоении. И здесь снова на первый план вышла ясность формы и ее лаконичная выразительность.
* * *
Хотите узнать, как строился Московский планетарий и другие «космические» памятники? Об этом и многом другом 11 апреля расскажет Айрат Багаутдинов на офлайн-лекции «Архитектура, вдохновленная космосом».
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, YouTube.