Найти в Дзене

"Состоялся спор о терминах"

Состоялся спор о терминах. Для тех, кто не в курсе — шрифтовики обсуждали употребление слов кирилловский и кириллический.

— Денис Машаров предлагает спор, там надо читать каменты
— Продолжение на «Шрифте»: мнение Владимира Кричевского, редакции и филолога Сергея Монахова
— Реакция Ильи Рудермана на статью на «Шрифте»
— Ответ «Шрифта» Илье Рудерману
— Статья на «Тайп тудее»: лингвисты Мария Бурас и Максим Кронгауз

Этот разговор был об азбуках, о наборах знаков. У меня своя забота: как разделять две изобразительные традиции, которые есть для русских букв: первая древняя, вторая та, что сложилась после реформы Петра. У них нет устоявшихся названий, которые перекликаются и могут работать в одном тексте. Я уже писал, что хочу окончательно определиться с понятиями, и, видимо, время подошло. Спасибо Александру Зуеву, из беседы с которым позаимствованы мысли о выражении допетровские.

Рисунок шрифтов, происходящих от гражданской азбуки, удобно так и называть гражданским, или петровским — первое это общепринятое именование новой азбуки и шрифта, а привязка к имени оправдана тем, что Петр был автором идеи, арт-директорствовал и, вероятно, даже рисовал кое-что.

Поступать с древними рисунками можно точно так же. Называть их допетровскими, чем я иногда и сам грешу, некорректно: они не исчезли при Петре и даже не перестали эволюционировать. Переименование задним числом и привязка к царю-реформатору сбивает с толку — он не имел отношения к оригинальным славянским буквам и их истории. Сверх того, такое название лишает их самостоятельности в глазах читателя, а при неосторожном употреблении может выглядеть оценочным и эмоциональным.

Название кирилловский по отношению к древней традиции следует той же логической цепочке, что петровский по отношению к реформированной: гражданская, петровская азбука — гражданские, петровские шрифты; азбука Кирилла и Мефодия — кирилловские шрифты. Святые Кирилл и Мефодий не создавали кириллицу, но никто не стал ее переименовывать в связи с этим открытием. Мы не знаем, в честь кого можно было бы внести поправки, и вероятно, никогда не узнаем. Кириллица останется кириллицей, а удобному слову кирилловский грех лежать без дела. На сегодня это лучшее решение, которое вижу.