В 1986 -м году группа Стаса Намина "Цветы"отправилась на гастроли по США и Канаде. Хоть наша страна уже и ступила к тому времени на новый курс развития, названный Перестройкой, но в отношениях с Западом до сих пор шла Холодная война, ещё цела целёхонька стояла Берлинская стена. Правда случалось, что Железный занавес временами всё ж таки удавалось слегка приоткрыть. Чуть, чуть. В 1985 - м году продюсер из Соединённых штатов Дэвид Вулкомб привозит на Фестиваль молодёжи и студентов, проходивший в Москве, детский хор "Дитя мира". Вдвоём со Стасом Наминым они развивают идею детского хора, придумав советско-американский проект - целый спектакль с тем же названием. В том же году оба организовывают в прямом эфире советско-американский телемост "Мы желаем счастья вам". Вот тогда и было принято решение везти на гастроли спектакль "Дитя мира" и группу "Цветы" сначала по Советскому Союзу, а после в США. И вот группа, чьи песни запрещали на радио и телевидении, да что песни - запрещали даже название коллектива, отправляется за тот самый Железный занавес в полуторамесячное турне по крупнейшим городам Америки с заездом в Канаду.
- – Причем мы там выступали только для американской аудитории. Русских тогда и не было в таком количестве, они жили в основном на Брайтон Бич, в своем маленьком изолированном мирке. Еще не было повальной эмиграции девяностых. В каждом городе было по два мероприятия: одно – детский мюзикл «Дитя мира» с участием группы «Цветы», второе – рок-концерт «Цветов». Для меня было удивительно, что не только мюзикл, но и рок-концерты проходили с огромным успехом. Тут был психологический момент. Мы в Советском Союзе, в полном отрыве от цивилизованного мира, конечно, слушали «из-под полы» и Rolling Stones, и The Beatles, и Джимми Хендрикса. И даже сами вроде были очень неплохими музыкантами по местным меркам. Но нам даже в голову не могло прийти сравнивать себя с ними, они были для нас высшими существами с другой планеты. Поэтому, вылетая в США, мы никак не ожидали такой реакции американской публики и рок-звезд, с которыми мы там вместе играли. Мы вдруг осознали, что по мастерству, профессионализму не так уж и далеки от наших кумиров, и, что, может быть, самое главное, мы одинаково понимаем и чувствуем музыку и разговариваем на одном языке.
из интервью Стаса Намина Артуру Гаспаряну. ОПУБЛИКОВАНо В ГАЗЕТЕ "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" №27629 от 3 МАРТА 2018 ЗАГОЛОВОК В ГАЗЕТЕ: КАК ЙОКО ОНО СТАЛА КРЕСТНОЙ МАТЕРЬЮ «ПАРКА ГОРЬКОГО»
Такое вот предисловие.
Там, за океаном, Намин задумывает новый проект, который должен стать популярным в Америке и во всём мире - создать группу на экспорт. Для американского и мирового рынков нужна была англоязычная группа, играющая музыку в модном в Америке стиле. Одним из популярнейших в то время стилей был глэм-метал или хайр(волосатый)-метал. Вот его то и решено было взять на вооружение. Bon Jovi , Motley Crue , Ratt , Quiet Riot, Cinderella , Def Leppard , Europe , Dokken - это маленький, далеко не полный список команд, на которые следовало равняться.
Команду Стас решил назвать "Парк Горького" - это и название знаменитого на Западе романа Мартина Круза Смита, по которому был снят блокбастер, а также репетиционная база "Цветов" и сам Центр Стаса Намина в Москве находились в Зелёном театре на территории Парка Горького.
Вернувшись в Москву уже с готовым названием для будущей группы он вместе с художником Павлом Шегеряном разработали логотип по первым двум буквам - GP - в виде серпа и молота. После Стас Намин начинает набирать рекрутов в новую команду. Первому стать членом группы было предложено, ещё в Америке, Александру Соличу - басисту и мультиинструменталисту "Цветов". Но после всё же на это место позвали Александра Минькова. Он также занимал должность басиста в группе Стаса Намина в 1983-85 гг. На роль соло-гитариста было две кандидатуры на примете - Валерий Гаина из "Круиза" ( "Круиз" как раз репетировал на тот момент в Центре у Намина ) и Алексей Белов. Белов - довольно интересный и профессиональный гитарист. Он в то время занимался аранжировками в студии для "Цветов". То, что Алексей ещё и хороший аранжировщик, решило вопрос в его пользу. За барабаны предполагалось усадить Сергея Ефимова из того же "Круиза", но тут на вакантное место напросился штатный звукорежиссёр "Цветов" Александр Львов. Раньше Львов был барабанщиком ( партии ударных на первом альбоме "Арии" его рук дело ). Место второго гитариста отдали участнику "Цветов" Александру "Яну" Яненкову. Белов предлагал взять гитаристом Алексея Глызина, так как тот ещё и пел. Но, по мнению Стаса Намина, его вокал был не того стиля, который планировался даже на подпев. Хотя Яненков был и не самым техничным гитаристом, но был очень обаятельным и привлекал поклонниц. А вокалистом в такой супергруппе, с точки зрения Намина, мог стать только один певец, и конкуренции ему не было. Певца звали Николай Носков. Намин считал его единственным российским вокалистом мирового уровня. Носков работал тогда в подмосковном ресторане "Русь", так как его манера и стиль были не востребованы в стране. Правда, если по каким-то причинам он бы не смог, то был запасной вариант - Сергей Мазаев, который тоже великолепно пел, но в другом стиле. И тогда надо было под него перестраивать всю группу и направление.
- По словам Намина, крутое пение Носкова и Мазаева, то есть по сути просто манера и звукоизвлечение воспринимались тогда как нечто антисоветское. Просто потому что это было стильно и с драйвом. Если бы не эти драйв и стиль Носкова, может быть, не удалось бы сделать «Парк Горького» суперзвездами в мире. К тому же Николай пел по-английски почти без акцента.
Предложение стать участником такого грандиозного проекта Николаю Носкову очень понравилось, но с Беловым, с которым они вместе состояли в группе "Москва", он работать отказался. Намину пришлось долго уговаривать Николая, убеждая , что тот не сможет навредить проекту и развалить группу. И Носков согласился. В итоге в состав новоиспечённой группы вошли четверо музыкантов, работавших ранее со Стасом Наминым: Миньков, ставший Маршалом, Яненков, Белов, Львов и пятый участник - вокалист Николай Носков.
Это были уже состоявшиеся, опытные музыканты, прошедшие хорошую школу в различных составах страны. Николай Носков ранее пел в ВИА "Надежда", потом, вместе с Беловым, был участником прогрессив-группы "Москва", руководил которой Давид Тухманов. С весны 1984 по сентябрь 1985 пел у Виктора Векштейна в "Поющих сердцах". Была ещё группа "Гран-при", а так же Николай исполнял песни для кинематографа. Алексей Белов также работал в "Надежде" и вместе с Носковым ушёл в Тухмановскую "Москву". К моменту создания "Парка Горького", как уже говорилось, был аранжировщиком у Стаса Намина. Александр Миньков играл в группе "Феникс", образованной участниками "Аракса" когда этот коллектив был под запретом. Потом два года был басистом в группе Стаса Намина. Ян Яненков - сначала в ВИА "Коробейники", а с 1983-го - участник группы Стаса Намина. Александр Львов стучал на ударных у Виктора Векштейна в "Поющих сердцах", плавно перетекших в "Арию", а после занимал место звукорежиссёра, сначала в "Арии", затем у Стаса Намина.
Шёл 1987-й год. Года полтора Намин их не выпускает со студии, они нигде не выступают. Музыканты записывают демо. Стас показывает группу своим друзьям-музыкантам и известным личностям в мировом шоу-бизнессе. Приезжал известный промоутер Дон Кинг, показавший "Парк Горького" в своём телевизионном шоу, транслирующемся по всей Америке. Приезжали к Намину Квинси Джонс, Фрэнк Заппа, Арнольд Шварценеггер, известный в США промоутер Стив Лебер, который раньше был менеджером группы Scorpions. По откровенному признанию самого Стаса, с музыкальной точки зрения, группа "Парк Горького" ни на кого не произвела должного впечатления. Но всем было интересно получится ли пробить американский рынок.
В 1988 году Стас Намин организовывает концерты в Ленинграде ( в Москву их тогда не пустили ) легендарной немецкой группы Scorpions . Первое отделение на десяти концертах отыграла совершенно никому неизвестная команда. Естественно они были освистаны, но надо понимать, что народ ломился на западную хард-группу, чьё выступление тогда рассматривалось поклонниками будто пришествие инопланетян, а оказалось, что прежде нужно послушать каких-то новичков. Но формально такой старт для "Парка Горького" - это попадание сразу на звёздный уровень.
Еще в турне по Америке Стас познакомился и сдружился с президентом гитарной фирмы Kramer Деннисом Берарди. В 1988 году тот приезжает в Москву и подключается к раскрутке группы, став их менеджером в США. В результате было создано одно из первых советско-американских предприятий. Его целью было развитие не только "Парка Горького", но и впоследствии других групп Центра. Деннис пригласил к себе в помощь бывшего юриста Треза Томаса и назвал свою компанию по менеджменту группы "Парк Горького" Berardi Thomas. Так же задумалось производство гитар в виде балалаек, одна из которых стала частью имиджа и символом группы. Берарди знакомит Намина с Bon Jovi . Джон Бон Джови и Ричи Сэмбора согласились написать для русской группы песню "Peace in Our Time" и сняться в клипе. Затем " Bon Jovi " со своим менеджером Доком МакГи ( тоже друг Намина ) и президентом фирмы Polygram USA Диком Эшером прилетают в Москву, чтобы подписать первый в истории прямой контракт американского лейбла с советскими музыкантами. Тогда же Стас Намин и Док МакГи договариваются о проведении в Москве на стадионе в Лужниках рок-фестиваля с участием мировых звёзд.
- Николай Носков: Стас Намин, и всё сказано. Говорить о Стасе Намине – как о Ленине говорить. То есть можно сказать просто «Стас Намин» – и всё понятно. О нём надо долго говорить, потому что фигура такая глобальная, одиозная. Человек, любящий себя, любящий жизнь. Такой многогранный, умеет много чего и много что сделал. Даже, я думаю, сделал то, что многие и не сделали. Поэтому что такое Стас Намин? Планета шоу-бизнеса. Хотя он к нему никакого отношения, в общем, по большому счёту не имеет. Он так, краем всё время ходит, но создает великие вещи. Поэтому что Стас Намин? Стас Намин – это всё. Он вдохновитель. Он музыкант и фотограф, художник, одним словом, т.е. многогранный человек. А в «Парке Горького» он сыграл ключевую роль как менеджер, продюсер, скажем так, и все остальное... Он постоянно контролировал процесс: как пишется, что пишется. Это фигура, которая всё время была рядом.
«Аргументы недели», № 30(572) от 03.08.2017, № 31(573) от 10.08.2017. (Из расшифровки материалов, снятых для документального фильма «Цветомузыка Стаса Намина», ТК ТВЦ, 16.11.2011 г.)
И в начале 1989 года группа летит в Америку на запись дебютного альбома. Polygram предоставила им саунд-продюсера Брюса Фейбейрна. Из записанных песен три получили ротацию и на них были сняты видеоклипы: ремейк песни группы The Who "My Generation", "Peace in Our Time", написанная Bon Jovi и исполненная совместно, и песня Николая Носкова "Bang". Она в результате и стала суперхитом, выведя группу в топы всех чартов.
12 и 13 августа 1989 года состоялся грандиозный фестиваль в Москве с участием Оззи Озборна, Scorpions , Bon Jovi , Motley Crue , Cinderella , Skid Row . Намин поставил своих подопечных "Парк Горького", "Бригаду С", "Нюанс". Группе "Парк Горького" пришлось прервать свою заграничную командировку. На фестиваль в Москву они летели чартерным рейсом со всеми звёздами, съёмочной группой MTV и другими представителями шоу-бизнеса. Можно только представить каково было оказаться на одном борту с мировыми знаменитостями. Выступление группы на фестивале увидели телезрители 59-ти стран. В это же время выходит дебютный альбом группы " Gorky Park ". Получилась очень мощная рекламная компания. Сингл "Bang" попал в топ-15 на американском MTV и продержался там два месяца, добравшись до 3 строчки, а c ингл " Try to Find Me "добрался до 81 позиции в Billboard Hot 100. Gorky Park ( группа теперь называлась на американский манер ) стала первой русской группой, попавшей в национальный американский чарт. Сам альбом оказался на 80-й строчке Billboard Top 200. За три недели с начала продаж тираж его превысил 300 тысяч копий. И теперь Gorky Park отправляются в очередную командировку в Америку - на первые гастроли. Следом за ними ездила телевизионная компания, которая транслировала это мероприятие на всю Америку. После падения железного занавеса, на Западе рос интерес к Советскому Союзу, а тут модная группа прям от туда, с гитарами в форме балалаек, в псевдонародных сценических костюмах (косоворотки с русскими узорами, шаровары), в клипах и на сцене размахивающие советским и американским флагами. Такая добрая порция русской клюквы сдобренная отменным рок-н-роллом.
Шёл 1990-й год.
- Николай Носков: Вообще поездка в Америку без Стаса, я думаю, вряд ли получилась бы. Потому что только-только открылись ворота туда. И в общем-то в нашей стране в то время человека, который мог что-то сделать в Америке, просто не было. Поэтому Стас был единственной фигурой, которая на тот момент могла сделать такую вещь, как собрать и, скажем так, сменеджировать, что ли, музыку группы «Парка Горького».
«Аргументы недели», № 30(572) от 03.08.2017, № 31(573) от 10.08.2017. (Из расшифровки материалов, снятых для документального фильма «Цветомузыка Стаса Намина», ТК ТВЦ, 16.11.2011 г.)
И вот тогда в группе назревает революция, музыканты решают разорвать отношения с Наминым и Берарди и остаться навсегда в Америке. Единственный кто не стал участвовать в этой затее был Николай Носков. Он вернулся в Москву. Остальные нашли там другого менеджера, который с радостью согласился работать с раскрученным коллективом. Всё это произошло прямо перед фестивалем " Farm Aid ", куда группа хотела поехать уже без Намина и Беррарди. Носкова у микрофона заменил басист Александр Маршал, так как нужно было спасать положение, иначе отказ от выступления на фестивале грозил крупной неустойкой. И это было последнее их выступление на серьёзном мероприятии.
- Александр Маршал: Дело в том, что Стас-то был уже в России, а мы-то остались там. Он нам говорил: «Приезжайте». Мы не хотели ехать обратно. Вот в чем дело. Мы не хотели ехать в Россию. Мы могли бы взять приехать, поехать в тур по России. Было бы здорово. Но мы просто хотели там остаться. Единственное, что и произошло, собственно говоря.
«Аргументы недели», № 30(572) от 03.08.2017, № 31(573) от 10.08.2017. (Из расшифровки материалов, снятых для документального фильма «Цветомузыка Стаса Намина», ТК ТВЦ, 16.11.2011 г.)
- "Компании нужен был Коля Носков. Когда Маршал стал вокалистом, мы потеряли контракт с PolygGram Records, так как они предлагали американского вокалиста и продюсера. Мы посчитали, что у нас будут все русские в коллективе, и что мы легко подпишем контракт с американской компанией", - объясняет Ян Яненков.
Как уже говорилось выше с ними разорвала отношения фирма грамзаписи Polygram Records , у знав о том, что группа фактически развалилась, так как не было ни создателя и продюсера, ни главного солиста, чья песня и голос были лицом группы, сделав ее популярной в мире. "Парк Горького" слетели с верхнего уровня американского шоу-бизнесса так же быстро как и туда забрались. Ни один рекорд-лэйбл группу не поддержал и они остались без контракта и денег.
Не помог и новый менеджер Том Хьюлэт, который сначала с радостью согласился взять готовую раскрученную группу, перевёз музыкантов из Нью-Йорка в Лос-Анджелес - в Мекку глэм-метала, а летом 1993-м умер от рака крови. Второй альбом " Moscow Calling " ( во многих странах, в том числе и в России он вышел под названием "Gorky Park 2") остался попросту незамеченным в Америке (правда в Дании получил платиновый статус). Не спасали ситуацию, принимавшие участие в записи, вокалисты Ричард Маркс и Фи Вэйбилл из The Tubes , гитаристы Стив Люкатер из Toto и Стив Фэррис из Whitesnake , Двизел Заппа и саксофонист Скот Пейдж из концертного состава Pink Floyd . Зато дома, в России, благодаря песне " Moscow Calling ", ставшей здесь настоящим хитом, группа приобрела огромную популярность, а песня стала их визитной карточкой.
Хоть относительный успех " Moscow Calling " и дал группе возможность обрести некую финансовую независимость (музыканты "Парка Горького" обустроили свою студию в Лос-Анджелесе), но свобода творчества и материальная обеспеченность не принесли группе дивидентов. Их и без того скромная популярность постепенно снижалась. Финансировал группу в Америке какой-то мебельный магнат тех времён, который в результате сел в тюрьму. И когда его посадили группа вернулась назад, уже в Россию, объяснив возвращение "тоской по родине".
Так что историю этого коллектива можно разделить на две части - это история группы, которую создал и раскрутил Стас Намин, используя все свои возможности и знакомства. Вторая история - это уже совершенно другой "Парк Горького", так и не сумевший закрепить свой успех и развить грандиозный старт. Да, были концерты, записывались альбомы ("Stare" в 1996 г. и "Protivofazza" в 1998 г. ), но того внимания, что было вначале им больше не удалось достичь.
Каковы же были у "Парка Горького" шансы на будущий успех в Америке? Как раз наступило то время когда на сцене стал царить гранж - жанр, который поменял правила игры и радикально изменил музыкальный ландшафт. В те годы многие маститые звёзды 80-х изо всех сил старались хоть как-то быть в тренде, внеся в своё творчество элементы альтернативы или того же гранжа. Выжили немногие. Надоевший глэм-метал в одно мгновение стал не модным. Лэйблы кинулись подписывать и раскручивать гранж исполнителей, а со "старомодными" глэм бандами разрывать контракты. Только по настоящему крутые звёзды как Aerosmith , Def Leppard , Guns 'N 'Roses или Bon Jovi вполне себе процветали в ту пору. Но, опять же, в шоу-бизнесе всё играют связи.