Вчера я посетила выставку известного заслуженного чсхр художника - коренного жителя Дальнего Востока России - Самар Денис Михайлович.
НАСЛЕДИЕ - название персональной выставки, которая проходит в Художественном Музее, г. Комсомольск-на-Амуре.
Необычным является то, что на выставке помимо ярких работ маслом были представлен Триптих "Атрибуты Шамана" (три картины одной целой композиции):
Само слово Шаман, у меня лично, вызывает магические ассоциации.
Слово шаман распространено во многих языках мира . Слово шаман взято из тунгусо - маньчжурских языков , связано с глаголом са — "знать". Шаманом назывался человек , являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть другую реальность и мог путешествовать в ней.
Зачем нужны Атрибуты Шамана?
1. Бубен
Все культовые предметы шамана формировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах , имеющий особый смысл в этой традиции.
Жизнь шамана связана с тем, чтобы выполнить особенную работу в мире духов — вылечить болезни , «укротить огонь», вызвать дождь, беседовать с умершими и т.д. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время исступлённого транса, при этом, обычно, используется тюнгур (бубен) или барабан, или особые танцы, а также заклинания .
2. Пояс Шамана (Правая часть триптиха)
Главные атрибуты шамана – бубен, колотушка и пояс. Звук бубна должен разбудить его хозяина, чтобы он собрал добрых духов. Но, на звук бубна могут прилететь и злые духи, поэтому шаман надевает пояс с металлическими колокольчиками для того, чтобы призвать духов-помощников.
Шаманский пояс (ямпа, ямха, выть, вивудь), поможет шаману проникать в недоступные для человека миры и общаться с духами. Пояс символизирует дорогу, подвески на нем обозначают духов-помощников и различные космические тела. Пояс проводит границу между Верхним и Нижним миром, он также символизирует меридиан, опоясывающий землю, и как бы замыкая пространство шаманского костюма.
3. Сэвэн-Панё, вместилище души умершего человека.
Панё - временное вместилище души
По преданию народа саха, если у родителей родственников умирал любимый человек, то приглашали шамана. Шаман изготовлял куклу или берестяное, деревянное вместилище души умерших (тюктюйэ) и по просьбе "вселял" в них душу умершего человека. Тюктюйэ как-бы становилась одушевленной. Её ставили на почетное место, постоянно угощали едой и при необходимости общались как с живым человеком.
Истинное предназначение тюктюйэ как вместилище кут - души человека до конца не изучено.
Самым загадочным в древних верованиях саха является то, что саха считали и считают, что у человека три кут, то есть три души, которые объединены в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех важных элементов:
Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она возвращалась в землю или превращалась в прах, в землю.
Ийэ кут или мать-душа определяла наследственность, передавалась от предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека оставалась на Земле в потомках. Это был генный код человека, передающий все наследственные черты.
Салгын кут – воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его мысли, его невидимую бессмертную энергетику. Она обеспечивала связь с окружающим миром и при смерти человека уходила в Верхний мир, во Вселенную.
Только при наличии здоровых сильных трех кут-душ, объединенных жизненной силой сюр, человек становился истинным полноценным человеком. Человек умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.
Другие картины Самар Д.М. с выставки:
Всем огромное спасибо за ваше внимание!
Подписывайся на канал ARTJUNE рисование с Лёлей