Еще одной иностранной вакциной в России могла стать AZD1222, совместный продукт компании AstraZeneca и Оксфордского университета. Компания получила разрешение на проведение локальных клинических исследований в России 21 августа 2020 года. В них должны были участвовать 150 добровольцев. AZD1222 — самая популярная антиковидная вакцина в мире, одобренная в 82 странах.
Это аденовирусная вакцина, в которой используется аденовирус шимпанзе, — что отличает AZD1222 от других подобных препаратов, например, «Спутника» и китайской «Конвидеции». Вводится она двумя уколами. По последним данным, на 22 марта 2021 года, её эффективность составляет 79%. AZ тоже нашла местного партнёра — группу «Р-Фарм». Ещё в июле партнёры озвучивали грандиозные планы: «Р-Фарм» станет хабом для поставок вакцины не только в Россию, но и в 30−50 других стран, включая Европу, СНГ, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток. «Р-Фарм» — один из лидеров фармрынка России. В штате группы — свыше 4500 сотрудников, выручка в 2019 году — более 80 млрд рублей. Основной владелец компании (90%) — бизнесмен Алексей Репик. Российские клинические испытания AZD1222 должны были проходить в пяти клиниках в Москве и Санкт-Петербурге. Информация об этом впервые появилась на самой авторитетной международной площадке с описаниями КИ clinicaltrials.gov 7 сентября 2020 года. Но примерно в те же дни и были остановлены испытания AZD1222 по всему миру. Впрочем, уже через пять дней глобальные КИ возобновились — но только не в России. Здесь исследования имеют статус «остановленных» и по сегодняшний день, этот статус может поменяться только по решению российского регулятора, то есть Минздрава, уточняется на clinicaltrials.gov.
«Приостановка глобальных испытаний стала хорошим поводом, но вообще судьба AstraZeneca в России обсуждалась довольно долго. Ключевую роль играла позиция компании „Р-Фарм“: под какую вакцину она отдаст свои производственные мощности. Репик обещал и вашим, и нашим то производить „Спутник“, то AZD1222, то всё сразу». Действительно, ещё 5 июня 2020 года глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), продвигающего «Спутник» на зарубежные рынки, пообещал президенту Путину, что «Р-Фарм» станет одной из первых площадок для производства российской вакцины. Но параллельно компания Репика продолжала и переговоры с AstraZeneca. Так, 23 ноября англо-шведская компания опубликовала пресс-релиз, из которого следовало, что ранее озвученные планы сохраняются: «Р-Фарм» будет делать «оксфордскую» вакцину для России, части СНГ, балканских государств, а также Турции, Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ и нескольких североафриканских стран. Но в конечном итоге мощности «Р-Фарм» оказались заняты «Спутником».
В феврале ярославский завод компании вошёл в число производителей вакцины, видно из реестра лекарственных средств (ГРЛС). На подходе и другой завод «Р-Фарм» — в московском кластере «Технополис», там запланированы миллионы доз российской вакцины. Репик лично пригласил президента Путина на открытие завода в «Технополисе». „Р-Фарм“ долго упиралась, рассчитывала на контракты с AstraZeneca, но Репика убедили, что „Спутник“ родине нужнее. Так в Россию и не пришла „оксфордская“ вакцина. Может, и хорошо, судя по её последним злоключениям в мире.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.
Задавайте ваши вопросы.