-После семидесяти лет советской власти крестьянам снова стали давать землю.
-И что?
-Не берут.
КВН 1987й год.
После распада СССР были популярны разговоры, что советская власть испортила русского мужика труженика, не хочет он землю пахать да скот растить. Лощёные интеллигенты, в жизни ничего тяжелее ложки не державшие, рассуждали о том, как стимулировать крестьян на трудовые подвиги. Так должно быть в 19м веке в аристократических салонах изысканные аристократы в шёлковых чулках тоже рассуждали,что не повезло им с крестьянами, ленив русский мужик, ох ленив, им бы голландцев в крепостные.
Со времени отмены крепостного права самым болезненным для русского крестьянина был земельный вопрос. Земли от барина нарезали чуть, да и ту в "ипотеку". Получить что-то с неё можно было только тяжелейшим напряжением сил за скудный результат. Пересол на спине, недосол на столе. И дети, чуть подрастая, приспосабливались к труду на поле.
Бросить бы этот клочок земли да податься в город. Кто-то бросал и уходил. Да не было в городе занятий прокормить всех подавшихся туда. Многие сгинули, не найдя себе применения. Вот и приходилось мужику обрабатывать клочок общинной земли или брать в аренду у помещика. А потом Столыпинская реформа c выделением общинной земли в собственность. Кто-то "поднялся", став кулаком, ссужая односельчанам деньги под грабительские проценты или под кабальную отработку. Кто-то разорился, не имея возможности платить налоги, сборы, недоимки да кабальные проценты. Приходилось идти в батраки к "поднявшимся". И снова пахать эту землю, но уже чужую, в отработку долга. Собственно, внесение капиталистических отношений в деревню и было одной из главных целей реформы.
Потом грянула Революция, помещичью землю поделили. Кулачество уже процветало, деньги к деньгам идут. В городе по-прежнему работы не было для всех, а на селе труд батрака у справных хозяев был востребован. В 1928м началась коллективизация, людей начали объединять в колхозы. Кто добровольно шёл, а кто добровольно-принудительно, кулачество ликвидировали как класс. На первых порах было наделано много ошибок вкупе с произволом и преступлениями, производство сельхозпродукции упало, привычный уклад жизни разрушался, на что наложился вызванный этим голод. А в городе в это время началась индустриализация, которая потребовала миллионы рабочих рук . Городу впервые в русской истории понадобилось много людей. И люди хлынули туда, и раскулаченные и бывшие батраки, в основном на стройки да на заводы. В колхозах быстро навели порядок и дальше урбанизации способствовала механизация сельского хозяйства и введение прогрессивных методов хозяйствования. К семидесятым годам уровень жизни значительно вырос, а условия труда на селе, не считая летней страды, не сильно отличались от городских и порой уезжающие в город возвращались домой, считая, что здесь им будет лучше.
В 1991 году СССР прекратил своё существование и крестьянам предложили вернуться во времена до коллективизации, брать землю и обрабатывать её, порой сколько захочешь. Но призыву последовали только действительно готовые работать на земле люди, коих абсолютное меньшинство. Многие из них сошли с дистанции, устав выбивать ссуды, платить за дорогое горючее, разбираться с властью. Оказалось, мужик, семьдесят лет назад мечтавший о земельном наделе побольше, мечтал о нём не от любви к земле, а от безысходности. Потенциальным деревенским ростовщикам оказалось некого загонять в кабалу и не находилось готовых работать за еду. С тридцатых годов у мужика появилась альтернатива безысходному труду на земле и даже в тяжёлые 90е люди предпочитали в крайнем случае перебираться в другие деревни или жить со своего огорода, но не идти в кабалу. А без готовых на любой труд батраков сельская буржуазия возродиться не смогла. Наследники "лучших людей", "соли земли" не имели главного компонента успеха своих предшественников, дармовой рабочей силы. Вот и опустели деревни, люди подались кто куда, а поля заросли лесом, чего не было со времён Батыева нашествия.