Сейчас в мире существует 13 вакцин против COVID-19, одобренных хотя бы в одной стране (см. таблицу), ещё 29 находятся на третьей стадии клинических испытаний. Три вакцины из признанных — российские, это «Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак». Больше — только в Китае: там национальный регулятор одобрил пять вакцин. Но разнообразие препаратов — иллюзия, в реальности россияне в очередной раз лишились возможности выбора.
Какие вакцины признаны в мире.
В ответ, граждане России не спешат на уколы: по доле полностью привитого населения — а это 2,9% или 4,3 млн человек (в последний раз данные озвучивались 22 марта). Россия занимает 39-е место в мире. Для сравнения, у лидера списка, Израиля, привито больше половины населения. Самые привитые страны — те, кто пускает к себе сразу несколько массовых вакцин, а не делает ставку на вакцинный патриотизм.
Есть задача продемонстрировать всему миру, насколько эффективен «Спутник V», и главной площадкой для такой демонстрации должна стать, разумеется, Россия, поэтому иностранным аналогам не рады, рассказали источники в администрации президента и правительстве.
Фармкомпания, которая готовилась производить в России вакцину англо-шведской AstraZeneca, по рекомендации властей переключилась на производство «Спутника». А вакцину китайской CanSino Biologics, которую Минздрав должен был одобрить ещё до Нового года, завернули на уровне министра Мурашко.
Другие российские вакцины, конкуренты «Спутника», не станут массовыми. Объёмы их производства останутся небольшими: если «Спутника» сейчас хватит на 20 млн человек, то «ЭпиВакКороны» — только на 0,5 млн человек. А «КовиВак» вообще будут делать только в стенах центра Чумакова, так как для её создания используется «живой» вирус, к работе с которым не имеют допуска крупные промышленные площадки.
При этом депутаты и, возможно, президент Путин привились именно «ЭпиВаком», который предположительно проще переносится людьми старшего возраста, но при этом практически недоступен обычному россиянину.
Зарегистрировать сразу три вакцины меньше чем за год российские учёные смогли благодаря изменениям в национальном законодательстве. С апреля 2020 года в России действует постановление правительства № 441, позволяющее ускоренно вводить в оборот антиковидные препараты. Если раньше новое лекарство сначала должно было пройти три фазы клинических исследований (КИ), то теперь в связи с эпидемией производитель подаёт в Минздрав лишь «краткий сводный отчёт» о том, что известно о безопасности, эффективности и иных параметрах нового препарата. Отказ от полноценных КИ экономит разработчикам от двух до пяти лет. По сути, все вопросы отдаются на усмотрение экспертной группе: регистрировать препарат или нет. Конкретики и требований в 441-м постановлении содержится немного.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.
Задавайте ваши вопросы.