В советских учебниках истории нам рассказывали о том, какое страшное поражение потерпела царская Россия в Крымской войне. То же самое говорилось и о Русско-японской войне 1905 года. Но когда я, заинтересовавшись этой темой, стала в ней разбираться, я поняла, что это был обман.
Я не помню, чтобы в моем учебнике истории говорилось о конкретной причине Крымской войны. Думаю, что она там не указывалась. Ведь Россия вступила в эту войну, чтобы защитить права православной Греции на некоторые христианские святыни в Святой Земле.
И для православных и для католиков все сохранившиеся реликвии, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, были святы, и в начале за их обладание шел спор. В результате многолетних переговоров они были разделены между этими конфессиями. Церковь Рождества Христова в Вифлееме находилась под контролем православных. Но в конце XIX века Франция, пользуясь подкупом и давлением на османов, которые тогда владычествовали над Святой Землей, добилась передачи этого храма, построенного на месте рождения Спасителя, под свой контроль.
Россия вступилась за православных. Так началась Крымская война. И в ней мы одержали моральную победу – храм Рождества Христова был возвращен грекам.
Да и в остальном эта война вовсе не была такой безнадежно проигранной, как пытались нас убедить в советское время.
Несмотря на то, что против нас выступили самые сильные европейские страны, им не удалось добиться захвата Крыма. Нам всем известна история героической обороны Севастополя, известны имена хирурга Пирогова, матроса Кошки, Дарьи Севастопольской, простой русской женщины, продавшей все свое имущество, чтобы отправиться в Крым и ухаживать там за ранеными русскими солдатами. Мы никогда не забудем погибших при защите города адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина, получившего тяжелое ранение генерал-инженера Тотлебена. Оборона Севастополя прославила и Льва Николаевича Толстого, который героически сражался там и написал знаменитые «Севастопольские рассказы». Крым полит кровью его героических защитников, и поэтому мы никогда никому его не отдадим.
На Кавказском фронте русская армия воевала успешно, они продвинулись на турецкую территорию и захватили стратегически важную крепость Карс.
Все это дало русским дипломатам чувствовать себя уверенно на Парижской конференции по заключению мирного договора.
«…лорд Кларендон требует срытия русских укреплений по Черноморскому побережью. Орлов отказывает наотрез. Англичане грозят. Орлов снова отказывает. Австрийский делегат Буоль всецело присоединяется к англичанам. Орлов в третий раз отказывает. Председатель граф Валевский говорит, что поддерживает англичан и австрийцев. Но не только Валевский знал, какова позиция Наполеона III в этом вопросе, – это знал Орлов. Поэтому Орлов снова отказывает, а Валевский беспомощно разводит руками. В конце концов Орлов побеждает.»