Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Между Ельциным и НЛО: чем примечателен «Перевал Дятлова»

Оглавление

Майор Костин (Петр Федоров) ведет расследование трагической гибели тургруппы Дятлова, Урал, 1959 г.
Майор Костин (Петр Федоров) ведет расследование трагической гибели тургруппы Дятлова, Урал, 1959 г.

На днях объявили победителей премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Среди сериалов от 5 до 24 серий сериал ТНТ и стриминга Premier «Перевал Дятлова» завоевал сразу четыре награды: за сценарий, лучшую мужскую роль Петра Федорова, визуальные эффекты и работу звукорежиссера.

Сценарий

Название «Перевал Дятлова» говорит само за себя: нам обещают рассказать историю трагической гибели тургруппы Дятлова, студентов Уральского политехнического института, которые в далеком 1959 году ушли в снега Северного Урала и не вернулись.

Версий было много, авторы сериала о них так или иначе упоминают – тут есть и намек на испытание новых ракет, и возможное нападение беглых уголовников, и этническая версия гибели от рук коренного народа манси, и мистические моменты (НЛО, инопланетяне и др.).

Серии чередуются между собой: сначала зритель следит за расследованием гибели туристов, в цвете, в эстетике то ли нуара, то ли обычного полицейского фильма, а каждая четная серия снята в ч/б и стилизована «под Калатозова» (в качестве основного референса авторы упоминают «Неотправленное письмо»).

Замахнулись, конечно, неплохо, только вот результат слегка удручает. Вместо сложного смешения стилей получилась пародия то на оттепельное кино с его узнаваемой лирикой, то на фэнтези со всеми вытекающими зомби, воплями и кошмарными снами.

Когда студент Уральского политехнического превращается в зомби. Привет "Блокадному дневнику"
Когда студент Уральского политехнического превращается в зомби. Привет "Блокадному дневнику"

В фильме полно флешбеков из 1959 – сразу в военное время, а уж там творится такая дичь, что просто неловко. Советские солдаты жгут дома, насилуют женщин, расстреливают детей – короче, в лучших традициях.

Внутри немецкого замка встречают призраков с выдернутым сердцем и выколотыми глазами (намек на опыты над людьми, последний раз нечто в этом духе я встречала в «Эксперименте доктора Абста» от автора оттепельного военно-морского фильма «Их знали только в лицо»).

Да и КГБисты не отстают: оказывается, в лагерях работали целые вооруженные отряды, которые бегали по снегам-по долам и отстреливали беглых каторжников, осужденных за три колоска.

Самый толстый КГБист и его самая модная "Волга"
Самый толстый КГБист и его самая модная "Волга"

Жанровый сериал, каким позиционируется «Перевал Дятлова», без всей этой сценарной хтони вполне мог бы и обойтись, но тогда не видать ему ни премий, ни признания. А какое раздолье для отечественных кинокритиков, которым палец в рот не клади – только дай повод развести свою любимую пост-мета-советологию. Особенно часто замечают появление молодого Бориса Ельцина, который, по мнению авторов фильма, чуть не попал в группу Дятлова. Типовой фрагмент критической рецензии на этот сериал:

За несколько лет до Гагарина и укрепления мифа о советском космосе Дятлов и его команда продлили социалистическому проекту жизнь, его оттепельному началу, которое все равно уперлось в застой, чехарду генсеков и закончилось последующим обвалом — таким же стремительным и беспощадным, как схождение лавины в финале сериала (или взрывом на Чернобыльской АЭС, который считают провозвестником (полу)распада СССР). И потому гэг про Ельцина, в итоге ставшего первым президентом Российской Федерации, выглядит не просто деталью, а еще одним проблеском пресловутого фатума. Что делает историю еще жутче, чем подробная хроника гибели, показанная в последнем эпизоде.
(из рецензии в «Искусстве кино»)

Лучшая мужская роль

Главную роль в «Перевале Дятлова» сыграл Петр Федоров, популярный российский актер из популярной актерской семьи. Здесь он изображает майора Костина из КГБ, который руководит расследованием. (Это полностью вымышленный персонаж, получивший свою фамилию явно под влиянием героев Юлиана Семенова – Костенко в исполнении Ланового из «Петровки, 38» или Костенко в исполнении Басилашвили из «Противостояния».)

Поначалу этот майор даже интригует: загадочно молчит или произносит редкие и точные фразы, как и положено бойцу невидимого фронта. Но по мере развития сюжета Костин начинает действовать на нервы своей манерой бубнить, глотать слова, зажевывать целые фразы, и все это – в самом низком регистре. При этом паузы расставлены не совсем логично, а Федоров произносит их «как по писаному» – точно это не текст для сериала, а сценарий экспериментального спектакля в Театре.doc.

Костин – майор с особенностями: он функционирует аки детектор лжи. Чтобы узнать, врет подозреваемый или говорит правду, Костин ласково берет того за руку, внимательно смотрит в глаза и измеряет пульс. Так делал герой Александра Кузнецова (полковник из угрозыска) в телефильме «Частное лицо».

Петр Федоров одет подчеркнуто не по погоде, словно вышел не в уральскую тайгу, а на прогулку по барам Нью-Йорка
Петр Федоров одет подчеркнуто не по погоде, словно вышел не в уральскую тайгу, а на прогулку по барам Нью-Йорка

В «Перевале Дятлова» есть и другая «лучшая мужская роль» – ее исполняет Егор Бероев: это тоже КГБист, тоже бывший солдат Красной Армии, который прошел войну, а сейчас он идет с ребятами в поход в роли самого старшего члена экспедиции, инструктора Семена Золотарева. Бероев говорит четко – так четко и громко, что тоже начинает действовать на нервы. Ему наклеили усы, и в сочетании с этими усами его вечное «Лю-да! Ребя-та! Уходи-те!» звучит вдвойне комично.

В общем, Бероев остался Эрастом Фандориным, а Федоров вроде уже и не скинхед из «России 88», но пока еще и не офицер КГБ. Надо ли напоминать, что фильм «Россия 88» был запрещен в России как экстремистский, ну потому что показывать милицию нулевых в неприглядном свете как-то не положено. А то, что советские солдаты (и будущие КГБисты) на экране убивают женщин и детей, – это пожалуйста.

Стилизация под архивные фотографии. Группа "дятловцев" перед походом. Старший - усач Золотарев в исполнении Егора Бероева
Стилизация под архивные фотографии. Группа "дятловцев" перед походом. Старший - усач Золотарев в исполнении Егора Бероева

Визуальные эффекты

Вы не поверите, но после того, как заканчивается сериал (а заканчивается он, несмотря на всю мистику и патологоанатомию, несмотря на все горести и невзгоды, – просто замерзанием группы в снегах, и это еще один сценарный прокол: нагнетать эмоции в течение нескольких серий, чтобы в итоге снизить пафос и полностью уничтожить драматургию), зрителя ждет еще одна серия.

Этот бонус – для того, чтобы зритель осознал, какие создатели сериала молодцы. В течение 45 минут перед вами будут изгаляться в саморекламе режиссеры, продюсеры, сценарист, актеры и вся съемочная группа. Они расскажут, как было тяжело снимать, как мало было денег, но как много было креатива.

Компьютерная Москва и любимая женщина майора Костина, дама-патологоанатом. Актриса, кстати, призналась в том, что она вегетарианка. Какое самопожертвование ради роли!
Компьютерная Москва и любимая женщина майора Костина, дама-патологоанатом. Актриса, кстати, призналась в том, что она вегетарианка. Какое самопожертвование ради роли!

Отдельно будут хвалить художника по спецэффектам – мол, трудно же снимать картинку 1959 года в 2020: то провода попадут в кадр, то еще что-нибудь ненужное. А он тщательно всё это уберет, закрасит, замажет, ай какая умница!

Только вот визуальные эффекты, которыми хвалятся создатели, совершенно никуда не годятся. Как будто смотришь не войну, а компьютерную игрушку про войну или очередной кинокомикс «Лига справедливости» (хотя там ситуация со спецэффектами и компьютерной графикой все-таки на другом уровне). И дело даже не в том, что это просто недостоверно, а в том, что это нарочито недостоверно: мол, смотрите, как мы это специально сделали. Зато по старым фотографиям старательно стилизовали даже борт грузовика, об этом отдельно говорится, ведь борт грузовика – это вообще первое, на что зритель обращает внимание, правда?

Хотя картинка в «Перевале Дятлова» местами вполне ничего: стильная мебель midcentury modern, теплое освещение в кабинетах, красивые блики солнца на снегу, напоминающие поначалу эстонский детектив «Отель «У погибшего альпиниста». Нарочитая компьютерная графика только портит всю эту магию кино, к которой явно стремились авторы, но так ее и не ухватили.

Работа звукорежиссера

Звукорежиссер просто делал свою работу, ну не может же он заставить актеров говорить четко и членораздельно, если они привыкли мямлить. И сколько ни крути громкость в колонках, четче не будет, случай клинический. Опять же, звукорежиссер не виноват: с тем же самым мы сталкиваемся сегодня в театре или на радио, просто люди стали нечетко выговаривать слова, аппаратура тут ни при чем.

А еще в «Перевале Дятлова» сразу обращаешь внимания на музыку – и не потому, что она какая-то особенно красивая, а потому что она нарочито заимствованная: например, в черно-белых сериях играет мелодия А. Пахмутовой из фильма «Три тополя на Плющихе» (ну и этот фильм невозможно не вспомнить, когда показывают компьютерного Дзержинского на Лубянской площади, в «Плющихе» был похожий вид).

Но все-таки радует, что качество отечественных сериалов устойчиво повышается. Несмотря на все мои бубубу, «Перевал Дятлова» хотя бы можно смотреть, сопереживать героям и любоваться приличной картинкой. До идеала еще очень далеко, особенно в содержательном плане, но хотя бы поработали неплохо. Оценок выставлять не буду, четырех премий от продюсеров вполне хватит.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡