Статья для тех, кого волнует постмодернистская философия. Так вот, в ней, помимо других часто используемых понятий, есть понятие "ризома", которое в 1976 году ввели в оборот Жиль Делез и Феликс Гваттари. Они так и назвали свою работу - «Rhizome», что на французском языке буквально означает "корневище".
Как это часто бывает у философов-постмодернистов, они нашли удачный известный образ, который наполнили новым смыслом.
Авторы рассматривали сущность текста как такового, и словом "ризома" обозначили способ его организации, имеющий нелинейный характер. Такой характер дает тексту возможность быть открытым для внешних и внутренних изменений и интерпретаций. В этом смысле ризома связана с деконструкцией (еще одно постмодернистское словечко), поскольку тоже показывает подвижность и принципиальную нецентрированность текста. Проще говоря, ризома означает, что в тексте не может быть центра, а есть "свободная игра структуры", если говорить словами Жака Дерриды. Об этом же говорил и Ролан Барт, когда подчеркивал, что текст - абсолютно свободное явление и не подчиняется закону.
С таким пониманием текста связано еще одно постмодернистское понятие - нарратив.
Допустим, есть некий текст. Он в любом случае неоднозначен и распадается на нарративы. Не может быть какой-то одной правильной интерпретации текста. Любая интерпретация верна с точки зрения своего нарратива. Именно это имели в виду Делез и Гваттари, говоря о ризоме. Она противостоит замкнутым линейным структурам, в которых всегда есть какая-то ось. Такие структуры рассматривают мир как книгу, которую можно прочесть, или, говоря языком семиотики, декодировать.
Если подобная структура похожа на корень, то ризома, скорее, клубень или луковица. Ризома принципиально не линейна.
Если корень предполагает векторно ориентированную структуру, то ризома состоит из плато, и, как пишут Делез и Гваттари, «каждое плато может быть прочитано в любом месте и соотнесено с любым другим». То есть ризома выражает постмодернистскую идею текста как коллажа, состоящего из цитат, каждая из которых имеет множество смыслов в зависимости от вложенного культурного контекста.
В постмодернизме есть такая установка, как «смерть автора», которая означает создание ризоморфных текстов, то есть таких, где автор, по сути, не хозяин положения, не единоличный создатель текста, а всего лишь источник словаря, из которого письмо черпает свои бесконечные смыслы.
Суть ризомы в том, что она всегда имеет множество выходов, позволяет формировать себя каждый раз, когда кто-то знакомится с текстом. Вариаций понимания множество, отсюда и бесконечность «текстуальных миров», каждый из которых имеет свою стилистику и язык.
Надеюсь, я выразилась достаточно понятно. По крайней мере, старалась. Но, надо признать, в этом постмодернизме черт ногу сломит, и не одну.
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть
Из блога мужа: