Осенью прошлого года столица Приволжья определилась с дизайном для Нижегородской ярмарки, а летом, в ходе всеобщего голосования, жители выбрали талисманы для 800-летнего юбилея. Потребность областного центра в универсальном символе, понятном и лаконичном – это не только об искусстве. Вдохновение, дизайн, маркетинг – все здесь переплетается воедино.
Маркетинг территорий
Об этом сегодня говорят много. Бесспорно, каждая территория уникальна по-своему, и ее харизма выкристаллизовывается из особенностей истории, культуры, менталитета людей, природы, наконец. Сегодняшним туристам обычной экскурсии на автобусе по городским достопримечательностям уже явно недостаточно. Люди хотят видеть нечто необычное, имеющее и историю, и смысловую нагрузку. Но как повернуть к зрителю это «нечто», чтобы оно, к тому же, отражало и суть самой территории?
«Дизайн уровня создания идей и концепций, адаптирование их под массовое производство - один из самых мощных элементов маркетинга, - говорит художник-дизайнер, член творческого союза художников декоративно-прикладного искусства Николай Опарин, - всё начинается с образа, идеи, ощущений и эмоций. Именно создав интересный, привлекательный образ, вы получите массу людей, которые пойдут за ним».
Максим Горький, Забивака, хохломские ложки
Если спросить у наших горожан и людей, проживающих в других регионах, что они считают брендом Нижнего Новгорода, ответ вызовет затруднение очень у многих.
Специалист в области туризма и профессиональный экскурсовод из Нижнего Новгорода Анна Вингурт считает: «Для того, чтобы «туристы поехали в областной центр, они должны понимать, что именно увидят, в чём ценность и уникальность территории». И предлагает начинать все экскурсии с панорамной площадки в парке «Швейцария».
«Оттуда открывается завораживающий своей техногенной красотой вид на заречную часть города. Да, это производственные предприятия и промзоны, трубы как дымящие исполины. Это и есть визуализация настоящего бренда Нижнего Новгорода, которым являются наука и оборонка. Весь Нижний Новгород работает на заводах и оборонных НИИ и решает уникальные инженерные задачи», - поясняет экскурсовод.
И добавляет, что в случае Нижнего получилось так, что «бренд никогда не был признан и прописан на региональном уровне». Кроме этого, «имеется много путаницы и несуразицы со значками и символами Нижнего Новгорода и Нижегородской области», и это тоже связано с отсутствием бренда.
«В сувенирных лавках продают матрёшек, хохломские ложки, сумки с изображением Максима Горького, в начале Большой Покровской стоит футбольный Забивака, в Кремле открывают памятник горьковчанам - доблестным труженикам тыла и тут же принимают символ 800-летия города – Дятла. Тут и самим горожанам нелегко разобраться в картинках, а туристу - тем более», - говорит экскурсовод.
Но о талисманах поговорим особо.
«Два героя – две реки». О новом талисмане
В августе 2020 года горожане выбирали талисман 800-летия Нижнего Новгорода. Среди предложенных вариантов были персонажи Олень Олёша, Стрелочка и Кремлёнок, Оленёнок-супергерой, Стрелка… - всё, на что хватило фантазии жителей (всего было подано более 200 заявок). В результате конкурс талисманов выиграли дятел Гор и олененок НиНо.
«Имена созвучны с названием города. Поскольку праздник связан с круглой датой основания, на мой взгляд, нужно было обратиться именно к истокам. А началось все с Дятловых гор», – описывает талисманы их автор 19-летний Никита Киселев. И добавляет: «Два героя. Две реки. Две части города». Голубой цвет отсылает к рекам, на которых стоит Нижний. Ленточки на рогах оленя были навеяны лентами, которые можно увидеть на Нижневолжской набережной.
По словам графического дизайнера из Нижнего Новгорода Алексея Соколова, дизайн можно было бы довести до совершенства небольшими штрихами: «Мне бы хотелось только изменить цвет и идеально цилиндрическую форму копыт у оленя, это явно бросилось в глаза. Еще бы добавил на косоворотку небольшой традиционный орнамент, можно использовать стилизованную и упрощенную городецкую или хохломскую роспись. Это добавило бы оленю уникальности, сразу бы сообщало, что олень - Нижегородский».
Идею сделать двух персонажей вместо одного дизайнер считает оригинальной: «Это явно выглядит веселее, чем один. Два друга бегут на праздник. Олень и дятел...? Что ж, друзей не выбирают».
Нижний как «огромный холст»
Цвет настроения – серый. Нижегородцы рассказывают, что именно таким видели наш город иностранные туристы, въезжая в него после снятия многолетнего статуса «закрытый».
Сегодня на многочисленных арт-фестивалях в «фасад» города активно вносятся яркие краски. То здесь, то там пестрят вновь созданные граффити. К созданию и улучшению визуального облика столицы Приволжья вдохновенно подключились художники.
Уличный художник Stan, он же создатель шрифта « Нижегородский», он же Александр Шиманов, называет Нижний Новгород огромным холстом «с массой мест, где уличное искусство может быть уместно и преображать среду к лучшему». Однако апломба про «столицу стрит-арта» не разделяет.
Пока все находятся в поиске харизмы города, художник говорит, что нужно просто выйти из дома и посмотреть по сторонам. То, с чем мы соприкасаемся каждодневно, и есть харизма: «Реки. Набережные. Маленькие кафешки. Уличные музыканты. Это для меня сейчас естественная нутряная красота города. Город мог бы стать местом спокойного расслабляющего туризма средне русской полосы. Но власти смотрят в какую-то другую сторону, увы».
Анастасия Шохина
Материал опубликован 30.03.2021 здесь