Универсал Toyota Mark II Wagon Qualis в 1997 году пришел на смену автомобилям Toyota Mark II Wagon, которые появились на рынке в далеком 1984 году и к тому времени морально устарели. Впрочем, Mark II Wagon Qualis построен на совершенно иной платформе, чем традиционные Mark II, и не является фактическим продолжением серии. Этот переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя в действительности является представителем семейства Windom/Camry/Gracia в 20-м кузове, сделанного с расчетом главным образом на североамериканский рынок. Стоит разве что отметить, что передняя часть автомобиля практически такая же, как у Toyota Mark II, а вот кузов напоминает очертаниями уже силуэт Toyota Camry Gracia.
Учитывая изначально переднеприводный характер автомобиля, вполне объяснимо серьезное расхождение по силовым агрегатам с традиционным семейством Mark II, для которого основными двигателями являются рядные «шестерки». На Mark II Wagon Qualis стоят двигатели, аналогичные Camry Gracia. Базовый 4-цилиндровый рядный 5S-FE объемом 2,2 литра имеет мощность 140 л.с. Кроме него предлагались две V-образных «шестерки»: двигатель 2MZ-FE объемом 2,5 литра и мощностью 200 л.с., а также 3-литровый 1MZ-FE мощностью 210 л.с. (215 л.с. — модификация 1999 года). Эти моторы пусть и не могут похвастать ласкающим слух бархатным звуком настоящей рядной «шестерки», но, безусловно, заслуживают интереса и высоких оценок.
Подвеска Toyota Mark II Wagon Qualis соответствует типовой конструкции легковых переднеприводных авто: независимая, стойки с винтовыми пружинами спереди и сзади. Подвеска достаточно мягкая, но склонная к большим ходам и раскачке. Поэтому с установкой на Qualis электронной системы управления подвеской (TEMS) управляемость и ходовые качества этого автомобиля улучшаются значительно. Коробка передач к автомобилю предлагалась только автоматическая, четырехступенчатая. Система полного привода — типа V-Flex: без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой, из недостатков можно назвать невозможность полной блокировки и замедленное «схватывание» при активной езде, да и в принципе агрессивное поведение этой системе противопоказано.
Набор систем безопасности значительно превосходит все то, что можно было ожидать от предыдущего универсала. ЗдесьMark II Wagon Qualis демонстрирует высочайший класс. Даже в базовой комплектации автомобиль имеет две передние подушки, трехточечные ремни для всех сидений, передние ремни безопасности с преднатяжителями, усилители в дверях, систему ABS. В машинах с максимальным оснащением присутствуют боковые подушки безопасности, вспомогательная система торможения, антипробуксовочная система, ограничители усилия натяжения ремней безопасности. К самым простым комплектациям предлагались полный электропакет, гидроусилитель, водительское кресло с электроприводом, передние противотуманные фары, спойлер на крыше, кондиционер, отделка салона под дерево, кассетная магнитола, алюминиевые диски на 15”. В качестве опции — навигационная система, люк, задние противотуманные фонари, круиз-контроль. Все это — стандарт для более дорогих комплектаций, включая самую шикарную «Qualis G»
Можно сколько угодно иронизировать по поводу, «настоящий» это Mark II или «фальшивый», но Qualis, имеющий прямое родство с Toyota Camry Gracia, полностью выполнил свою задачу, став промежуточным звеном между безнадежно устаревшим универсалом Mark II Wagon и новым Mark II Blit, пришедшим ему на смену в 2002 году. Ну, а поскольку изначально автомобиль проектировался не как спортивный, а как семейный, то споры о необходимости использования переднего привода или заднего в качестве основного не так уж принципиальны. Важнее отметить просторность салона и отличные эксплуатационные характеристики багажного отделения, а также роскошность дорогих версий, вполне соответствующую автомобилям семейства Mark II