Любой, кого интересуют проблемы общества, знает имя Макса Вебера - самого, пожалуй, знаменитого немецкого социолога. Тот факт, что он умер сто лет назад, нисколько не делает его работы менее актуальными. Они только обретают все более и более глубокий смысл, что недвусмысленно говорит о том, что веберовское учение стало классическим.
Сквозной темой рассуждений Макса Вебера является, несомненно, рационализм, рационализация, рациональность. Короче, то, что идет от разума.
В своей знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер несколько раз обращается к образу "стального панциря", имея в виду под ним неизбежное распространение рационализма, к чему социолог относился с фаталистическим хладнокровием, хотя его и беспокоило то, что кульминацией этого может стать полная потеря свободы и какого бы то ни было смысла в мире. Вебер имел в виду, прежде всего, европейскую цивилизацию, поскольку считал, что именно в ней получил свое развитие рационализм, и именно отсюда он приобрел свое универсальное значение.
Однако, при этом сам же Вебер утверждал, что в разных культурах развивались свои рационализации, в самых разных жизненных сферах.
Суть рационализации, согласно Веберу, состоит в движении к такому состоянию, когда "всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета". В пример социолог приводит современный ему капитализм (на конец XIX - начало XX вв.), который основан на процессе производства, поддающемся расчету. То есть капитализм - рациональная форма экономической жизни. Одновременно рационализируются и другие сферы общества - правовая, политическая, социальная, культурная и т.д.
Например, это выражается в бюрократизации управления и в правовом формализме. Появляется новый рациональный типаж - "профессионал", то есть человек, который максимально разумно и правильно выполняет свои обязанности.
Рационализация, с одной стороны, связана со все более увеличивающимся знанием, но с другой - все более усиливающимся контролем и обезличенностью. Когда человек действует рационально, это означает, что он думает о последствиях своих поступков, анализирует будущее. Своей кульминации подобное знание достигает в технологических и научных изысканиях. На этом фоне иррациональные вещи, ранее владевшие умами людей, то есть мистика, безотчетная вера в сверхъестественное, суеверия оттесняются из области рационального, и современный человек смотрит на них снисходительно.
Вебер говорил, что рационализация влечет за собой объективацию. Человек перестает восприниматься как уникальный индивид со своими тараканами в голове, а становится участником формальных отношений, и к нему относятся именно в таком качестве. Например, современный суд, который должен быть беспристрастным к человеку, видит в нем, прежде всего, участника процесса, а не личность. В этом смысле Вебер рассматривал и протестантскую этику, которая опирается на дисциплинирующий самоконтроль.
Последствия рационализации противоречивы: с одной стороны, индивид получает больше свободы, но с другой, сам же ограничивает ее, став "винтиком" механизма, попав в "стальной панцирь".
Макс Вебер сам точно не знал, к чему это приведет:
"Никому не ведомо, кто в будущем поселится в этой прежней обители аскезы: возникнут ли к концу этой грандиозной эволюции совершенно новые пророческие идеи, возродятся ли с небывалой мощью прежние представления и идеалы или, если не произойдет ни того, ни другого, не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость".
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть
Из блога мужа:
Мои впечатления от аэропорта Якутска