Когда разбираешь проблемное поведение собаки, то начинают всплывать все новые и новые слои и понимаешь, что та проблема, с которой обратился хозяин, всего лишь малая часть огромного айсберга.
Это всего лишь та капля, которая перевесила чашу терпения владельца.
До этого он много прощал собаке, принимал пренебрежительное отношение к себе, терпел хамство в свою сторону. И вот наконец столкнулся с тем, что терпеть уже не в силах.
А поведение состоит не из отдельных кусочков, когда можно один пазл вытащить, починить и вставить в общую картинку.
Поведение - это целостный комплекс, где одно всегда цепляется за другое.
Возьмем очень распространенный пример - собака на улице бросается на других собак и одиночных людей. И хозяин просит изменить это поведение, сделать собаку нормальной, спокойной на улице.
Самое первое, что приходит на ум - применить контробусловливание.
По-русски говоря, поменять в глазах собаки восприятие других собак и одиночных людей, сменить в ее картине мира минус на плюс.
Проще всего это сделать с помощью еды - просто кормить за каждого встречного человека и собаку. Идет навстречу человек - для собаки открывается ресторан со вкусным меню в неограниченном количестве.
Человек прошел, ресторан закрылся и снова открыть его может только следующий встречный человек. Собака быстро улавливает закономерность и видя очередного прохожего, не бросается на него, мол,
Что ты тут ходишь! А ну ка, пшел вон отсюда! Тут я хожу!,
а сразу же сама переключается на хозяина, типа посмотри, вон человек, ресторану пора открываться, мы в прошлый раз остановились на поедании супер вкусных кусочков отварной индейки, я знаю, там еще осталось!
И тут мы сталкиваемся с тем, что этот вариант не прокатывает, потому что собака не берет на улице еду. Не только в стрессовых для нее ситуациях, а вообще в любом месте на улице не ест.
А почему так происходит? Оказывается для этой собаки вся улица - один большой сплошной стресс, который выплескивается в виде лая на прохожих.
И аппетит пропадает напрочь, собака просто не может есть в таких условиях. Не может или не хочет - задаем мы себе следующий вопрос. Смотрим на эти круглые, лоснящиеся от жира пухлые бока и нам в голову пробираются смутные подозрения.
И тут мы после тщательного допроса с пристрастием узнаем от хозяина, что его любовь к собачке проявляется через накормить несчастное создание.
Если миска с едой стоит пол дня нетронутая, то хозяин делает вывод, что раз собачка не съела завтрак, значит к обеду она жутко голодная и надо срочно утолить ее голод бутербродом и пирожком.
В итоге собака не ценит ни еду, ни хозяина, может позволить себе воротить нос от мяса и вареных сердечек, выбирая себе эксклюзивные деликатесы.
И вот так, разгребая слой за слоем, мы приходим к тому, что плясать надо от хозяина.
Надо менять у него в голове базовые установки по отношению к собаке - как проявлять любовь,
почему между собакой и человеком невозможна демократия,
что надо не только любить, но и руководить поведением собаки, начиная с мелочей,
что собака хищник и не надо превращать ее в корову, у которой еды до горизонта,
что собака по природе своей должна ценить еду и зарабатывать ее и много, много другого.
И если нам попался мудрый хозяин, готовый слушать и внимать голосу разума, готовый меняться, то пусть медленно, но верно мы начнем движение в нужном направлении.
Но сделать это можно, начиная только с самого начального, базового уровня. Если не разгрести все слои до основания, а остановиться на середине, то там, посередке можно застрять надолго.
И не надо бояться обнаружения новых слоев поведения, чем их больше, тем интереснее работа, тем вкуснее наш слоеный пирог, тем больше открытий чудесных предстанет перед нами.
Мы будем снимать слой за слоем и приводить все поведение в порядок. И если мы будем действовать правильно, то нас будут ждать приятные побочные эффекты.
Например, научив нашу толстую собачку ценить еду и хозяина, научив ее кушать на улице, переключать внимание на владельца, мы вдруг обнаружим, что собачка, увидев кошку, не рванула за ней, а остановилась и посмотрела на хозяина.
Услышав похвалу подошла к владельцу и получила свою законную награду и они оба остались очень довольны ситуацией и результатом.
То есть, мы начинаем получать закономерную генерализацию поведения. Хоть мы с кошками не работали, а сосредоточили свое внимание на чужих собаках, наша подопечная решила вести себя прилично и в других ситуациях.
Очень приятный бонус, но достигается он только длительными планомерными усилиями.