Ранее мы рассмотрели основы, цели и задачи социальной политики компании. В сегодняшней статье разберемся, какие бывают социальные программы и как внедрить социальное обеспечение в компании.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!
Социальные программы
Если вспомнить, что стратегический менеджмент считает персонал важнейшим ресурсом, становится понятно, что внутрифирменные социальные продукты имеют огромное стратегическое значение для развития организации.
Основной целью социальных программ, проводимых компанией, является повышение мотивации сотрудников, стимулирование инициативного и добросовестного труда:
- ДМС — расширенный медицинский полис, позволяющий работникам получать более качественные и разнообразные медицинские услуги;
- материальная помощь, оплачиваемые отпуска к значимым событиям (вступление в брак, смерть члена семьи), система компенсационных выплат, например, сотрудникам, совмещающим работу и профильное обучение;
- негосударственное пенсионное обеспечение;
- страхование сотрудников от несчастных случаев в рабочее время и приобретения профессиональных заболеваний;
- пропагандирование здорового образа жизни, поддержка спортивных начинаний: льготы некурящим сотрудникам, санаторно-курортное оздоровление работников и их семей;
- социальная забота о пенсионерах и ветеранах труда: материальная помощь, санаторное лечение, организация досуга;
- поддержка семьи: содержание на балансе детского сада, организация детского дополнительного образования.
Реализация льгот и гарантий
Комплекс льгот, гарантий, стимулирования и прочих инструментов социальной поддержки представляет собой соцпакет, который компания формирует согласно своим внутрикорпоративным правилам. Внедрение принципа индивидуального соцпакета позволяет структурировать схему социальных расходов компании. Кроме того, подмечено, что сотрудники, обеспеченные индивидуальным соцпакетом, реже просят прибавки к зарплате. Здесь играет роль чисто психологический фактор: во-первых, продвигаясь по карьерной лестнице, работник автоматически получает дополнительные льготы; во-вторых, достигнув определённого уровня, специалист начинает ценить не только денежные, но и нематериальные поощрения — социальные «пряники» негласно демонстрируют ценность и значимость сотрудника для компании.
Распределение и учёт финансов
В отличие от льгот, реализуемых согласно нормативным актам, адресная поддержка персонала позволяет оптимизировать систему отчётности по расходам компании, а заодно позволяет вывести из мотивационной схемы непопулярные льготы, финансирование которых не приносит желаемого результата.
Отсутствие прописанной социальной структуры приводит к тому, что учёт возможно осуществлять только в общих чертах. Руководитель имеет всего лишь примерное представление о том, какими льготами воспользовались те или иные сотрудники, какой объём средств был затрачен на социальную защиту персонала. Делением реализованной суммы на численность штатного расписания можно рассчитать средние затраты на одного человека. Подобный подход совершенно бесполезен: в результате руководство получает вовсе не информативную «среднюю температуру по больнице».
Социальный пакет, учитывающий такие аспекты, как должность, стаж, заслуги, базовые (положенные всем) и минимальные (положенные подразделению) льготы, позволяет создать прозрачную систему учёта, поддающуюся анализу и контролю.
Оценка эффективности
Оценивать эффективность социальной сферы достаточно сложно, поскольку эта область отличается низким уровнем технологичности: обычно на предприятиях не хватает чёткого разграничения программ; разбивки процессов на понятные сегменты, этапы; единообразия в требованиях, предъявляемых к выполнению операций.
Эксперты часто отмечают отсутствие единого документооборота между центральным офисом и филиалами, дочерними компаниями, дивизионами. В силу существующего положения объективно оценивать эффективность социальных программ не представляется возможным. В результате часто складывается неблагоприятная ситуация, когда в регионе расположения основного производства компания пользуется уважением, а на периферии (в филиалах) наблюдается постоянная текучка кадров.
Между тем технологизация управления социальной сферой помогает решить ряд существенных задач:
- определение необходимых процедур, регулирующих социально-психологические процессы;
- обеспечение стандартизации операционных процессов;
- разграничение сфер ответственности исполнителей;
- формирование условий открытости, информированности всех участников реализации социальных программ;
- определение системы показателей эффективности социального обеспечения.
Этапы внедрения социального обеспечения в компании
Менеджмент корпоративных социальных программ разделяется на следующие этапы:
- утверждение приоритетов социального обеспечения;
- создание структуры управления и контроля за социальными программами;
- обучение уполномоченных лиц в рамках социальной ответственности предприятия;
- осуществление социальных программ;
- анализ, оценка, корректировка набора социальных инструментов в соответствии с полученными результатами.
Итоги реализации внешних и внутренних программ
Результатом проведения социальной политики должны являться:
- улучшение имиджа бренда;
- привлечение новых сегментов целевой аудитории;
- позитивное влияние на уровень прибылей;
- повышение популярности компании на рынке труда;
- улучшение репутации предприятия в обществе.
Заключение
Грамотно организованная социальная структура служит профилактикой возникновения конфликтов и социально-психологической напряжённости, кроме того, помогает поддерживать стабильность в молодых, развивающихся организациях.
Важнейшими условиями эффективности внедряемых программ являются прозрачность и своевременность, поскольку работники многих предприятий попросту не знают, за что получают льготы и дополнительные выплаты, считая их чем-то само собой разумеющимся. Соответственно, часть программ утрачивает свою мотивационную роль и превращается в пустой расход финансов.
Разрабатывая методы и стиль социальной политики, необходимо учитывать не только сегодняшнее положение компании, но и процесс развития, определённый стратегическими задачами предприятия.