Найти в Дзене

Первое объединение раннего авангарда

Ирина Вакар

Номер журнала: Специальный выпуск. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ. 2005 г.

«Бубновый валет» - название скандально известной выставки (1910-1911) и художественного объединения (1911-1917), собравшего под свои знамена ниспровергателей академических канонов и искателей новых путей в искусстве. Своим именем оно обязано инициатору первой выставки Михаилу Ларионову, зачинщику всех художественных «беспорядков» в русском искусстве 1910-х годов.

И. МАШКОВ. Портрет Варвары Петровны Виноградовой. 1909 
Холст, масло. 144х128. ГТГ
И. МАШКОВ. Портрет Варвары Петровны Виноградовой. 1909 Холст, масло. 144х128. ГТГ

Ядром объединения стали молодые живописцы Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский. Среди них были как москвичи, так и провинциалы, осевшие в Москве - неофициальной столице нового русского искусства. Большинство из них учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но были исключены за неподчинение педагогам. Кроме того, все они были поклонниками французской живописи, усердно посещали дом С.И. Щукина, где изучали полотна Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса.

Но в отличие от Франции, где открытия в искусстве следовали друг за другом в размеренном историческом ритме, Россия около 1910 года переживала ситуацию художественного взрыва. Молодые бунтари разрывали связи с традицией, отвергали знания, полученные от учителей, чувствуя, что незыблемые основы классического искусства уже не способны выразить изменившееся понимание мира. Бесшабашная смелость и воинственный пыл русских новаторов заставили современников окрестить это явление художественным авангардом.

Н.С. ГОНЧАРОВА. Павлины. 1908–1909 
Холст, масло 100х112. ГРМ
Н.С. ГОНЧАРОВА. Павлины. 1908–1909 Холст, масло 100х112. ГРМ

Создателем термина был знаменитый художник и критик Александр Бенуа. Весной 1910 года в рецензии на выставку Союза русских художников он разделил всех участвовавших в ней живописцев на авангард, центр и арьергард. Причислив себя и своих друзей из «Мира искусства» к центру, он иронически назвал авангардом нескольких молодых москвичей во главе с М. Ларионовым, по его мнению, слишком далеко зашедших вперед по пути разрушения принятых норм в искусстве. Прогноз Бенуа оказался верным, а термин утвердился, хотя и спустя много лет. Уже в декабре 1910 года Ларионов, Лентулов, Машков и их друзья организовали в Москве собственную выставку - «Бубновый валет», ошеломившую публику как названием, так и характером экспонировавшихся полотен. «Низкие» сюжеты («Солдаты», «Кабачок» у М. Ларионова, «Прокаженные» у Н. Гончаровой), грубость и, как казалось зрителям, намеренная неумелость рисунка, резкий, кричащий цвет, непонятность многих произведений (например, «Импровизаций» В. Кандинского) стали причиной разразившегося скандала. Впервые в художественной жизни России так ярко проявился давно зревший конфликт между создателями произведений искусства и их «потребителями».

М.Ф. ЛАРИОНОВ. Борцы. Около 1910 
Холст, масло 95,3х100,7. ГТГ
М.Ф. ЛАРИОНОВ. Борцы. Около 1910 Холст, масло 95,3х100,7. ГТГ
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет М.П. Кончаловского в морской форме (в детстве). 1910 Холст, масло. 110х92. Собр. В.А. и Е.А. Семенихиных
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет М.П. Кончаловского в морской форме (в детстве). 1910 Холст, масло. 110х92. Собр. В.А. и Е.А. Семенихиных

Участники выставки отрицали привычный способ видеть и оценивать прекрасное, высмеивали «хороший вкус», отвергали перспективу и анатомию. Их живопись смахивала на пародию: модели портретов выглядели неодушевленными истуканами с размалеванными лицами, фрукты и овощи натюрмортов пугали чудовищными размерами, фигуры подвергались деформации, здания заваливались. Принцип комического переосмысления, «выворачивания наизнанку» традиций и стереотипов стал объединяющим началом, основой новой эстетики. Азартно «снижались» возвышенно-романтические темы в искусстве: место «прекрасной дамы» заняли пучеглазые, претенциозно одетые, надутые матроны на портретах Машкова или угловатые и посиневшие ларионовские купальщицы. Композиции Гончаровой и Лентулова на религиозную тему шокировали первобытной брутальностью (по требованию цензоров они даже были сняты с выставки 1910 года). Лентулов и Машков в своих автопортретах переосмысляли образ художника: Машков представил себя в качестве богача-судовладельца, Лентулов с комическим нахальством реализовал метафору «светила». Столь же веселыми, в духе простонародных балаганных зрелищ, были и сами выставочные акции, и публичное поведение молодых художников.

Н.С. ГОНЧАРОВА. Осень. Около 1910 
Холст, масло 103х93. 
Серпуховской историко-художественный музей
Н.С. ГОНЧАРОВА. Осень. Около 1910 Холст, масло 103х93. Серпуховской историко-художественный музей
М.Ф.ЛАРИОНОВ. Море. 1912–1913 
Холст, масло 50х70,5. 
Нижегородский государственный художественный музей
М.Ф.ЛАРИОНОВ. Море. 1912–1913 Холст, масло 50х70,5. Нижегородский государственный художественный музей

Философичности, драматизму, чрезмерной серьезности или лирической созерцательности - всему тому, чем славилось русское искусство XIX и начала XX века, ранний авангард противопоставил кипучую жизнерадостность и душевное здоровье. Картины не должны были копировать действительность, как произведения передвижников, или воплощать фантазии, сны и грезы, подобно живописи символистов. «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертвонаписанный мир, <...> нам тогда важно было, чтобы наш живописный язык звучал, как орган, оркестр, трубный хор голосов здоровых людей», - вспоминал Машков. Художники были увлечены «живописью как таковой» - богатством и разнообразием ее возможностей, самим процессом живописания.

Читать далее