Ох, сколько раз мировая культура предостерегала нас о мимолетности времени, сколькие произведения пытались достучаться до беспечных нас. Вспомните истории о школьниках-стариках или о проспавшем всё на свете Ван Винкле.
Но согласитесь, думать о старости в самом расцвете сил как-то неохота.
Вот история итальянского автора Дино Буццати как раз об этом. Писатель заставляет нас, изо всех сил сопротивляющихся, посмотреть со стороны на свои жизни. Даже не на конкретно чью-то жизнь (хотя в повести и есть главный герой — Джованни Дрого ), а на жизнь в общем, на ее суть.
Время промчалось до того быстро, что его душа не успела состариться. И хотя смутная тревога о безвозвратно ушедшем времени с каждым днем заявляет о себе все сильнее, Дрого упорно не расстается с иллюзией, что самое главное у него еще впереди … он не думает о том, что будущее страшно укоротилось, что оно уже не такое, как прежде, когда казалось чуть ли не бесконечным — этаким неисчерпаемым богатством, которое можно тратить без оглядки.
У этой повести нет захватывающего сюжета, события в ней второстепенны и служат такой страшной аллегорией на жизнь и на время. Обычно я не люблю такие вещи, считаю их тягомотиной, но не в этот раз.
Умные люди говорят, что Буццати — это кафкианство чистой воды, за что я ручаться не могу, ибо с Кафкой плохо знакома. Могу лишь сказать, что если от того же «Процесса » Кафки хочется удавиться, то «Татарскую пустыню » читаешь на одном дыхании, словно старинную легенду.
Также я читала у Буццати небольшой рассказ «Семь этажей », который я вообще считаю алмазом своего жанра. Иосиф Бродский писал: смерть — это то, что бывает с другими. И рассказ как раз наглядно показывает, как человек отворачивается от смерти, до последнего не верит в нее. На самом деле рассказ страшен свой безысходностью, но Буццати удается удержать простоту повествования.
В любом случае, горячо советую и «Татарскую пустыню», и «Семь этажей» как одни из лучших произведений, прочитанных мной за последнее время.
Полина Лихачёва, ThisIsFine.ru