Найти тему
Культурный слой

Стихи из старой газеты. Ольга Лебедушкина

В школе я собирала газетные вырезки. На самые разные темы. Про историю культуры, про научные открытия, археологические раскопки – все, что казалось мне интересным и заслуживающим внимания, вырезалось и складывалось в большие картонные папки. Статьи про поэтов и публикации стихов занимали в этом собрании особое почетное место. Их даже сейчас не приходится долго искать в ворохе пожелтевших вырезок – так часто они вынимались и перечитывались, что оказываются на самом верху. С особым чувством прочитывала я публикации юных поэтов, школьников. Вот, почти мои сверстники, они были уже замечены кем-то и опубликованы – страшно подумать – в центральной прессе! А я же тоже, я тоже... Я посматривала на свои тетрадки, под обложками которых прятались плоды моих вдохновений. Я не думала тогда, что одна публикация, пусть и в самой что ни на есть центральной прессе, не решает судьбу поэта. Что я тогда вообще о судьбе могла знать? Да и поэты смотрели на меня все больше с книжных полок.

Скан газетной статьи. "Комсомольская правда" 2 октября 1983 г.
Скан газетной статьи. "Комсомольская правда" 2 октября 1983 г.

Стихи Ольги Лебедушкиной, прочитанные в «Комсомольской правде» в октябре 1983 г., как говорится, запали в душу. Некоторые из них запомнились сразу наизусть.

Относительность

Пусть неподвижен тихий лес вдали,
Но мы, и тополя, и эти стены,
В покое – относительно Земли,
В движенье – относительно Вселенной.
Вот так и мы живем все дни свои.
И в тишине, и в шумной круговерти.
Минуты – относительно бессмертья
В раздоре – относительно любви.

И мук, и радостей извечные круги,
И в жизни кто-то вечно, не отчасти,
В покое – относительно других
И счастлив – относительно несчастья.
Но не поднять тебе вовек лица,
Когда в людском приучишься потоке
Быть добрым относительно жестоких
И умным относительно глупца.

«...Попали к нам школьные тетрадки с крупным неровным почерком, - было написано в статье, предварявшей стихи. – И детский этот почерк так контрастировал с содержанием, что мы немедленно послали к хозяйке тетрадок корреспондента».
Далее сообщалось, что Оле Лебедушкиной шестнадцать лет и живет она в поселке Турки Саратовской области. Много читает, хорошо знает немецкий язык и даже пробует переводить.

Олина мама рассказала корреспонденту, что впервые ее дочь обнаружила способность говорить стихами , когда ей было четыре года! Она стояла у окна и что-то говорила. В ответ на вопрос мамы: «Оленька, с кем ты там говоришь?» – она прочитала:

Метель метет, будто кто-то идет,
Мантией белой вращая...
Будто кто-то крылом или белым платком,
Тихо машет, прощаясь.

Много раз вспоминала я эту публикацию и думала – кем стала эта не по возрасту серьезная девочка, чем занимается? С появлением Интернета все это стало возможным узнать. Ольга Лебедушкина окончила литинститут. Живет в городе Балашове. Кандидат филологических наук. Доцент кафедры литературы филологического факультета Балашовского филиала СГУ им. Н.Г. Чернышевского . Ее критические статьи выходят в журналах «Дружба народов», «Волга», «Октябрь». А еще она ведет передачу «Азбука чтения» на радио «Культура».
А вот это стихотворение, тоже запомнившееся сразу, без заучивания и вызвавшее у меня тогда желание что-нибудь подобное написать, понравилось, видно, не только мне – автор-исполнитель из Новокузнецка Сергей Стрельников положил его на музыку, правда, текст песни несколько отличается от того, который был напечатан в «Комсомольской правде».

Снег поет под ногами,
Не скрипит, а поет,
Весь затоптан шагами,
Весь обкатан, как лед.

Снег поет. Как исправить
Мне неловкость мою?
Чтобы снег не поранить,
Помолчу, постою.

Чтобы тяжкая мука
Не смутила полет!..
Я стою – и ни звука,
Я шагну – и поет!

Для людей это значит:
Надо в жизни гореть,
Если где-то не плачут,
Там не будут и петь.

Нет покоя без бега,
Нет без штиля штормов,
Нет певучего снега
Без обычных шагов.

Снег, ликует, страдая,
Звонко музыку льет,
И пока я шагаю,
Снег поет и поет.

Видеозапись песни, к сожалению, не нашла. Аудиозаписи есть в сети ВКонтакте. Также послушать "Песню о певучем снеге" можно на портале BARD.RU: http://bard.ru.com/php/print_list.php?id=39366