Мебель занимает такую значительную часть в жизни человека, что сопровождает его в процессе эволюции практически неотступно. Можно сказать, что по мебели или отдельным ее представителям можно трактовать историю человечества не хуже, чем по памятникам литературы и искусства.
Достаточно проследить за сменой стилей в изготовлении мебели, как становится ясно, что в таком уникальном декоративно-прикладном искусстве, как изготовление мебели, отразились весьма ярко и отчетливо не только бытовые и социальные нюансы общества на разных этапах истории, но и эволюция материальной культуры человечества, смену его общественных взглядов и развитие вкусов.
Что принято считать за стиль в производстве мебели? Это такой синтез внешней формы в целом, отдельных деталей, а также внешней декоративной отделки предмета, который гармонично существует в процессе всего срока функционирования предмета меблировки.
Самый первый стиль в мебели был выработан еще в Древнем Египте, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки, проводившиеся на месте усыпальниц древнеегипетских фараонов. Если вспомнить изображения на соответствующих тому времени экземплярах посуды или настенные изображения, то сразу же всплывут в памяти характерные особенности мебели того времени – стулья и кресла, у которых ножки выполнены в виде звериных лап, бычьих или львиных, а также их высокие спинки, которые могли быть прямыми или наклонными, но обычно были соединены вертикальной опорой с задними ножками. Древние египтяне предпочитали мебель из таких материалов, как крепкая древесина, и обычно инкрустировали ее малахитом, бронзой, золотом и драгоценными камнями.
Древнегреческие мебельщики взяли у египтян много элементов, особенно касаемо форм мебели. Надо сказать, что в древнегреческом стиле мебельного искусства самым распространенным предметом интерьера считался ларь. Древние греки любили мебель деревянную, но в то же время с готовностью использовали для ее производства и мрамор, и бронзу. Конечно, как и всему искусству Древней Греции, для ее мебели характерна все та же гармония и безупречность форм. Судя по изображениям на амфорах, греки любили пользоваться табуретом на длинных ножка дифросом, далекий потомок которого используется сейчас возле барных стоек. Влияние Древнего Египта сохранилось, в частности, в характерных ножках столов и стульев в виде львиных лап с крыльями, и таких же подлокотников у кресел.
Древнеримский стиль мебели взял, в свою очередь, многое от древнегреческого. Однако, древние римляне, очень частот грешащие против здравого смысла в плане украшений, и мебель свою перегрузили орнаментом, лепкой и резьбой. Отделывали римляне свою мебель бронзой или мрамором, а вот основоположниками стали для так называемой скамьи для двоих – бицеллиуму. Такую мебель изготавливали для заслуженных и солидных граждан. Были также и курульные кресла в виде табурета с ножками в виде буквы Х, а также богато украшенные кресла с подлокотниками. Общей тенденцией и для Древней Греции и для Древнего Рима были низкие столы для трапезы, вокруг которых не сидели на стульях, а возлежали на ложах клинэ. Знаменитые триклиниумы, о которых так часто упоминал Эзоп, назывались именно по названию комплекта из стола и трех клинэ.
Отражение древнеримской мебельной традиции плавно обосновалось в византийском мебельном стиле , но там претерпело еще больший перегруз драгоценностями и драгоценными материалами. Это не послужило ни усовершенствованию форм мебели, ни сохранению такой мебели с исторической точки зрения – она была попросту разворована.
Византийский стиль мебели стал широко известен тем, что там имела широкое распространение мягкая мебель – низкие диваны и тахты, которые византийцы заимствовали с Востока.
Что же касается романского стиля мебели , то для него характерны были простота и немногочисленность предметов меблировки. Основной упор делался на оттачивание и совершенствование форм и функциональности мебели. Тем примечательнее тот факт, что мебель была исключительно продуктом народного ремесла, и не только крестьянская мебель.
Европейцы в ту пору не страдали от буйства фантазии, а ограничивались, в основном, сундуками – универсальным предметом меблировки, заменявшим подчас и стул, и стол, и служившим лежанкой и в некотором роде и шкафом, вернее, тумбочкой.
Тогда же очень распространен был способ крепления частей мебели путем обивки ее железными полосами. Именно для романского стиля был характерен табурет на трех ножках, изготовленный из древесины дуба или кедра.
Новый стрельчатый стиль, зародившийся во Франции и названный в последствии готическим , призывал современников к упрощению и облегчению предметов мебели, более стройных и изящных форм и характеристик. Для орнаментов того времени характерны растительные и архитектурные мотивы. Для процесса изготовления мебели стали изготавливать каркас, позже оснащенный филенками с резьбой и украшениями. В то время мебель изготавливали, в основном, из дуба или каштана.
Самым ярким представителем готического стиля можно считать сундук с подлокотниками и спинкой, сидение которого поднималось. Скамьи с балдахином и кровати с навесами и балдахинами также можно считать гостями из готики. Очень распространены были сундуки на ножках, которые назывались шкафами-поставцами. Они оковывались железными полосами, что также может служить одной из примет того времени.
Позже, уже на заре стиля ренессанс , мебель увеличивается в своем количестве и стремится к богатству и разнообразию в оформлении, но не претерпевает каких-либо значительных изменений в отношении форм и функциональности.
И только итальянцы, отцы стиля, стремились к созданию новых форм в мебели и нового типа украшений. Точеные ножки, изогнутые стенки, резьба и деревянная инкрустация – все это существенно видоизменяют привычный сундук, делая его больше похожим на произведение искусства. Ларь, скамья-ларь, стулья на ножках и на резных досках вместо них, кровати с резными столбиками и без балдахина – вот и все разнообразие мебели того времени. И только ближе к шестнадцатому веку стали появляться первые образцы собственно мебели офисной – бюро, конторки и мягкие кресла. И, естественно, ренессанс не был бы ренессансом, если бы не перенял от античных мастеров элементы отделки мебели – пилястры, колонны, фризы и карнизы, а также пресловутые львиные ноги и бараньи головы в роли украшений.
Что же касается материалов, то самым распространенным из них в то время был орех.
Что и говорить, для возникновения стиля барокко почва готовилась очень кропотливо. Формы продолжали совершенствоваться до тех пор, пока не пересекли все разумные границы – текучие, пышные, перегруженные украшениями и деталями, они были настолько вызывающе красивы, что создавали резкий контраст со спокойным ренессансом.
Продолжая эксплуатировать в оформлении античные мотивы в виде наяд и грифонов,
В изготовлении мебели все больше используются обивки из бархата с крупным рисунком, при этом ставка делается на мягкие кресла и стулья, а также шкафы.
Стоит сказать отдельно о французском барокко – королевская мебельная фабрика, созданная по инициативе самого Луи XIV , выпустила даже первый каталог с образцами мебели. Ее мебель была лаконична с точки зрения формы, но весьма напыщенна и перегружена украшениями. Даже первые письменные столы, появившиеся в начале века восемнадцатого, были похожи скорее на свадебный торт, нежели на предмет меблировки.
Что же касается французского классицизма, нашедшего отражение и в мебельном деле тоже, то он вернул европейцев к простоте и четкости пропорций, что, кстати, сохранилось в тенденциях меблировки и по наши дни. Именно стилю классицизма обязаны мы появлением комодов и письменных столов современного вида, а также секретеров и дамских бюро.
Именно тогда начинает процветать и техника маркетри – клееная мозаика из разных пород дерева.