Псковского ли Плюшкина описал Николай Васильевич Гоголь в Мертвых душах?
Посмотрим даты жизни
Николай Васильевич Гоголь – 19 марта 1809 – 4 марта 1852 гг.
Федор Михайлович Плюшкин – 19 февраля 1837 г. – 7 мая 1911 г.
То есть, когда уже не стало Гоголя, нашему соотечественнику было
1852 – 1837 = 15 лет.
Версия отпадает.
Тогда кто прототип?
Вот герой Мертвых душ:
"... Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины ..."
"... он (Чичиков) наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель..."
Вот, кто прототип Гоголевского героя. Добрый и давний знакомый Гоголя. Известный историк, профессор МГУ, писатель и издатель. Погодин Михаил Петрович.
Настолько был уважаем профессор в своё время в высоких кругах, что до сих пор в Москве есть такая улица – Погодинская.
В течение пяти десятилетий в его доме недалеко от Новодевичьего монастыря собирался весь цвет отечественной словесности. Кто только здесь ни читал своих опусов, ни вел жарких споров - Аксаков, Чаадаев, Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Баратынский, Фет, Тютчев, Веневитинов, Островский, Аполлон Григорьев...
Было время Николай Васильевич подолгу живал у профессора, работая над "Тарасом Бульбой" и рядом других произведений, первой частью "Мертвых душ".
Хозяин был азартнейшим коллекционером. Предметы русской старины, начиная с XII века, еле помещаясь, "толпились" в трех комнатах квартиры хозяина.
Гоголя раздражало это "несерьезное", как он называл, увлечение. И постоянно наблюдаемый беспорядок в доме спровоцировал Николая Васильевича на такую откровенную и злую пародию.
А ведь, например, именно Погодин открыл для российской литературы и издал Псковскую первую летопись. В 1852 году император Николай I выкупил у Погодина собрание древностей за 150 рублей серебром (огромную сумму по тем временам).
Сокровищ хватило всем: и Императорской Публичной библиотеке (впоследствии Библиотеке им. Ленина, ныне РГБ), и Эрмитажу, и Московскому Кремлю, и Оружейной палате, и Патриаршей ризнице, и Русскому музею. В РГБ до сих пор хранится 2000 раритетных книг, которые в 1878 году библиотеке передала в дар вдова Погодина Софья Ивановна. Собственно, с них и берут начало самые ценные фонды главной библиотеки страны.
С прототипом понятно.
А откуда у героя фамилия Плюшкин?
Каких только историй и легенд не живет в Валдае! Одна из них о том, как проезжавшему через Валдай Пушкину бросилась в глаза вывеска здешних купцов Плюшкиных, вывешенная на одном из домов при въезде в город. Фамилия позабавила великого поэта, и он подсказал ее Гоголю, искавшему имя для персонажа «Мертвых душ».
И потом уже, после написания романа родился Федор Михайлович Плюшкин
Да, он был потомком тех валдайских Плюшкиных.
Отец был очень богат и успешен: торговал в Новгороде, Пскове, Прибалтике, даже в Индии. Но одно несчастье к одному и в 1848 году отец умер. Мать не смогла справиться с делами. 11-летний Федор остался на побегушках у родных дядьёв. Те потом отдали мальчика к знакомому купцу в Москву.
Новым хозяевам понравился сметливый, воспитанный и начитанный помощник. Перевели его в приказчики, от души учили тайнам профессии. Но семья была склочная, постоянно разбирались друг с другом. И Федор вернулся к родственникам, которые уже жили в Пскове.
В трехэтажном доме родственников, находившемся на углу Сергиевской и Петропавловской улиц, он со временем открыл свою первую галантерейную лавку. На месте этого, сгоревшего через 8 лет, дома Федор поставил уже свой собственный, двухэтажный. На первом этаже развернул торговлю, на втором – жилые комнаты и музей.
К этому времени уже были популярны археологические раскопки, в интеллектуальных кругах появилась мода на знание истории, коллекционирование древностей. Федора Плюшкина не мода захватила. Собирательство и изучение раритетов стало делом его жизни.
Коллекция состояла из собрания икон, произведений светской живописи, церковной утвари, древней русской одежды, старопечатных книг, личных вещей А.В. Суворова, масонских предметов, принадлежавших Павлу I.
В собрании была большая коллекция зарубежных и российских монет, почтовых марок, стекла, автографов писателей и государственных деятелей и многое другое.
Одна нумизматическая коллекция составляла 84 огромных ящика и превосходила собрание Эрмитажа. Обилие сокровищ в комнатах музея изумляло. Здесь «каким-то чудом столпились все века и страны, все цивилизации, от древнеперсидской до торопецкой и валдайской».
Родные говорили, что на жизнь Федор Михайлович денег жалел, а на вещь в коллекцию – никогда. Особенность же коллекции, помимо прочего, была в том, что все ее предметы, в том числе, Китай, Япония, Египет и т.д. были приобретены в псковском крае. Редкости из барских усадеб и господских домов тогда не уходили за границу.
Лет 40 собирал Федор Михайлович свою коллекцию. В результате она насчитывала более миллиона экспонатов и стала третьей в России и 11-ой в мире по количеству и ценности.
Говорят, что когда Федору Михайловичу сообщили об этом, он разрыдался: «Подумать только, ведь начинал коробейником...»
Член городской управы Пскова, его потомственный Почетный гражданин, Почетный член Псковского археологического общества, благотворитель, известный не только в России, но и в Европе коллекционер Федор Михайлович Плюшкин умер в апреле 1911 года.
Он надеялся, что коллекция после его ухода останется в России и не будет распродана по частям. После оценки, торгов и споров в конце концов коллекцию купил Николай II в 1913 году за 100 тысяч рублей. Часть ушла в Эрмитаж, часть в Русский музей, часть распределили по другим музеям. В Пскове осталось около 7500 единиц. Увы... Часть из них пропала во время революции, часть во время войны. Некоторое вернулось.
Прошлое аукнуло
Да-да. 15 сентября 2016 года в Пскове во время раскопок был найден клад.
Состоял он из шести жестяных банок, в которых находились мешочки с монетами и стопки монет, завернутые в газеты 1917 года. Специалисты изучили найденное и обстоятельства, при которых оно могло быть захоронено. Возможно, эта "закладка" – часть коллекции Федора Михайловича, припрятанная кем-то из детей.
Привела этот перечень специально, чтобы по этой микроскопической части былой коллекции (всё-таки это, наверное, она) можно было судить о мощи, о высоком качестве собранного Федором Плюшкиным и сохраненного, как он надеялся, для будущего.
Жаль. Всегда жаль огромного, светлого, что озаряет жизнь подвижников и потом вдребезги разбивается о невежество или алчность потомков.
И к вопросу о невежестве
Не о коллекции или кладах. Вот жил человек. ЧЕЛОВЕК!!! Такие люди редки.
Член городской управы Пскова, Потомственный Почетный гражданин, Почетный член Псковского археологического общества. Работал! И не так как теперь всяческие "члены" работают.
Коллекционер предметов старины, владелец одной из самых больших частных коллекций в России.
В свой музей он пускал всех. Бесплатно. Вы можете представить, какими ценностями располагал человек? Не для себя. Для нас собирал, чтобы не потерялось во времени, не превратилось в вековую пыль. Чтобы мы узнавали и радовались!
А мы и о нём не знаем. Могила на Дмитриевском кладбище. Кованую оградку украли. Памятник с укором глядит на нас, мелькающих мимо туда-сюда ...
И почему бы действительно не назвать улицу Улицей Федора Плюшкина? Да, тем более, что фамилия на слуху: "О! А какого такого Плюшкина?" А мы тут сразу и расскажем. И место покажем, где жил. И в музее – то, что входило когда-то в уникальную коллекцию в Пскове.
А почему нет-то? Мы там что-то говорим о туристической привлекательности. Кто у нас этим заведует и сетует, что не на что привлекать?
Хотеть надо. И помнить.
Источники:
180 лет со дня рождения Ф.М. Плюшкина
Помещик Плюшкин - профессор Погодин: Пародия по-гоголевски
Плюшкин Федор Михайлович. Коллекционер, собиратель псковских древностей.
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.