Закрытие дилерских центров в апреле-мае 2020 года в связи с эпидемией COVID-19, а также последовавшие за этим ограничения в торговле наложили отпечаток на результаты продаж автодилеров в 2020 году. Несмотря на “локдаун” и рост цен, падение автомобильного рынка России составило всего 9,1%. На мой взгляд, это связано с быстрым открытием автосалонов после весеннего карантина и ростом курсов валют в марте-апреле 2020 года. Люди, напуганные тем, что машины скоро подорожают, вложили свои сбережения в телевизоры, холодильники, машины и квартиры.
По моему мнению, после окончания ажиотажа существующие на рынке негативные тренды только усилятся.
По данным автопортала “За рулем”, Россия в 2020 году заняла 4 место по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в Европе. Важно отметить, что доля покупок автомобилей в кредит приблизилась к процентному показателю 2008 года - времени, когда последствия мирового финансового кризиса были еще не ясны, и многие россияне на фоне постоянного роста доходов активно брали кредиты. В 2008 и в 2020 годах почти половина машин была продана в кредит: 46% и 45% соответственно.
В то же время по данным РБК с 2014 по 2017 год реальные доходы населения в России сокращались, а в 2018-м и 2019-м практически не росли. На фоне пандемии 2020 года доходы упали всего на 3,5%, и при этом все равно на 10,6% отстают от уровня 2013 года - последнего года устойчивого роста доходов.
Реальные располагаемые денежные доходы населения — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т.д.), скорректированные на инфляцию:
Россияне охотно берут в долг на фоне падения доходов. Увеличение доступности потребительских кредитов способно до определенного предела поддерживать рост рынка. Это может продолжаться годами до момента начала кредитного сжатия, которое может перерасти в кредитный кризис.
Наиболее рискованные кредиты часто берут именно малообеспеченные слои населения. Многие полагают, что это в равной степени связано и с низкими доходами, и с недостаточным уровнем финансовой грамотности.
Уровень развития рынка можно косвенно оценить по доле, которую занимает модель-лидер. Доля Лада Гранта составила 8,5% всех продаж в стране, больше было только в 2001-2007 годах, когда на рынке безраздельно властвовал АвтоВАЗ. Всё закономерно: когда рынку плохо, а покупатель небогат, на первое место по объемам продаж выходят самые дешевые машины.