Найти тему
Две Войны

Зачем советским танкам нужны эти цилиндры на боковой и задней части корпуса?

Многие люди ошибочно предполагали, что цилиндрические ёмкости на советских танках служат для перевозки топлива. Да, действительно конструкция этих танков позволяла размещать на броне внешние топливные ёмкости, но только на марше - перед боем их обычно снимали или опустошали. Но мало кто знает, для чего предназначались маленькие баки на кормовой бронеплите легендарного танка на самом деле.

Для начала стоит сказать, что цилиндрические баки крепились и на боковых бортах и на корме танка. Но предназначение у них было совершенно разным.

№2 Цилиндрические баки на боковых бортах танка?

Действительно, "тридцатьчетвёрка" оснащалась внутренними топливными баками, общим объёмом в 460 литров на первых моделях, на модернизированных объём внутренних баков составлял уже 540 литров. Однако с такой прожорливостью двигателей В-2, на долгие марши такого объёма попросту не хватало - именно поэтому на броню начали крепить дополнительные топливные баки. Они не были соединены с системой подачи топлива, выступая только носителем - при необходимости, топливо насосами перекачивалось во внутренние ёмкости.

На первых модификациях Т-34, таких баков было четыре - они крепились к бортам танка, общий объём их составлял 134 литра (в ранних сериях) и в процессе модификаций машины, менялся и объём и конфигурация внешних топливных баков. В последних модификациях танка таких баков было уже прикрепить три штуки, но каждый из них вмещал до 90 литров топлива. Крепились эти баки к бортам корпуса и также не соединялись с основной топливной системой, а при вступлении в бой их необходимо было либо опустошать, либо сбрасывать с брони - иначе был огромный риск возгорания танка при попадании во внешний бак.

Однако были на этих танках и еще мало кому известные небольшие "бочонки". Вот в этих "бочонках" и кроется весь вопрос, который задают себе люди, интересующиеся танковой техникой.

Именно эти баки использовались для перевозки дополнительного топлива, и снимались на марше. Фото в свободном доступе.
Именно эти баки использовались для перевозки дополнительного топлива, и снимались на марше. Фото в свободном доступе.

№1 Что же за ёмкости на корме?

Пресловутые "бочонки" не что иное, как модернизированная для наземной техники МДШ - Морская Дымовая Шашка, предназначенная для постановки дымовой завесы на море. Модернизированная версия получила название БДШ, и предназначалась, соответственно, для постановки дымовой завесы на сухопутных участках фронтов боевых действий. Площадь покрытия завесой при помощи двух шашек могла достигать до двух Га по площади и успешно маскировать пехоту, идущую за танками, ударные танковые группы или сами танки с установленными шашками. Альтернативным способом использования БДШ было скрытие подбитого танка для безопасной эвакуации экипажа.

БДШ оснащалась двумя типами запалов - электрическим или ударным. Электрический запал мог инициироваться из боевого отделения танка, а вот ударный приходилось запускать вручную, поэтому его в танковом варианте устанавливали крайне редко. Да, такие "банки" размером 48 на 41 см можно было использовать и без танка. И до того успешной оказалась такая система, что её использовали вплоть до появления артиллерийских боеприпасов, "развешивающих" дымовую завесу "по квадратам".

Заполнялась БДШ антраценовой смесью - составом, создающим кратковременное но сильное облако дыма, как правило, белого цвета. Смесь "горит" на протяжении пяти-семи минут, и способна при этом накрыть немалую площадь, как уже упоминалось выше - до 2 гектар. После чего БДШ демонтировались с боевой машины (естесственно, после боёв) и отправлялись на перезарядку.

🔵 Первый бой немецких танков «Тигр» против британцев- чем он закончился?

Казалось бы, зачем танкам дымовая завеса? На деле она использовалась при важных манёврах: наступлении, отступлении или в случае контакта с вражеской авиацией.

Обвешивать танк всякими внешними баками - дело как правило, неблагодарное. Но если из двух зол выбирать меньшее, то дымовые "консервы" в этом случае предпочтительнее в разы - при попадании в неё, максимум, что будет - разрыв шашки и постановка завесы. И никакого вредного воздействия на экипаж или сам танк. А вот в случае с топливными баками дело обстояло хуже. Поэтому данное инженерное решение можно смело назвать "удачным".

🔵 «Новая тактика русских танков неожиданна и хаотична»- что говорил немецкие военные о советских танках?

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал в 👉 Дзен и 👉 Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!

Вопрос к читателям:

Как Вы считаете, были ли эффективны такие БДШ?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц