Василий Иванович Суриков – Боярыня Морозова. 1887
В теплый летний вечер 1885 года, дача Третьяковых, после чаепития на балконе все устремляются в гостинную.
Суриков подходит к фортепьяно, Баха Вера Павловна ,Баха пожалуйста.Музыка вечная как небо завораживает , лишь слышно как за окнами начался дождь.Художник сидит в кресле ,музыка уводит его в недавнее прошлое ,в Петербург. Свинцовые тучи, ледяной ветер, по Невскому к месту казни ,медленно двигаются повозки с осужденными ,среди них женщина , она вся в черном . Музыка уносит его все дальше , в далекий 17 век , в древнюю Москву в Кремль
.Разметались одежды черные бархатные ,по простым п крестьянским дровням
Высоко рука поднята с двуперстным знаменьем ,выходи царь Алексей Михайлович ,погляди на Феодосию Прокофьевну
фрагмент картины
фрагмент картины ,рука боярыни Морозовой
Выходи окаянный ирод,где ж ты прячешься .Звенят ,гремят оковы железные ,за веру поруганную, да за родимую сторонушку на смерть верную идет она .Но все же не конфликт опальной боярыни с царем хочет видеть художник,а сцену всенародного прощания Москвы с опальной Морозовой ,увозимой на допрос ,а может и на смерть
Теснится расступается народ ,чтобы дать дорогу саням ,бежит мальишка
Скользят удаляясь вглубь сани ,оставляя за собой глубокие колеи в снегу.Это движение саней очень долго искал художник ,приходилось неоднократно удлинять холст .
Снег на земле ,на высоких крышах и мягкая чуть голубоватая дымка ,не яркого зимнего дня
В Суриковской живописи появляется настоящий ,залитый воздухом пейзаж , являющаяся не фоном ,а естественной средой в которой живут люди
Красива ,добра и набожна молодая боярыня, жаль только -что овдовела боярыня добрая и остался у них сыночек Ванечка,дан он был супругам по их молитве и явлению чудотворца Сергия. Почитают боярыню при дворе за светлый ум и ясный дух, эх кабы знала ты тогда Феодосия,какие тучи сгущаются над Русью любимой и над твоей головушкой .
Дождь становиться сильнее, но Суриков не спеша возвращается от Третьяковых домой, в село Мытищи ,где на лето он снял дачу. Пройти ему надо не менее 10 верст ,но это расстояние художник легко преодолеет,это время он будет думать о предстоящей картине ,будет вспоминать музыку и вглядываться в лица богомольцев идущих ему на встречу .
Сани стремительно мчатся врезаясь в толпу, те кто еще не видят лица боярыни ,глумятся над не насмехаются .
Бледное ,озаренное величием духа лицо боярыни Морозовой и рядом красное лицо возницы. В этом смелом противопоставлении возвышенного и низменного. Художник достигает кульминации ,по истине Шекспировской силы.
Страстный призыв боярыни находит отклик только в образе юродивого
Именно с ним , с самым обездоленным ,в жалком рубище оказалась более всего она связана порывом своих убеждений.
И в таком же грязном рубище, суждено Морозовой умереть в земляной тюрьме в городе Боровске
Так закончилась трагическая история боярыни Морозовой, судьба которой была бы наверно уже забыта ,не увековечь художник ее образ в своем бессмертном произведении