Найти тему

Продуктовый подход в промышленной компании: Газпром нефть, Северсталь

Продуктовый подход в Северстали

Тезисы выступления Михаила Горбачева, Северсталь, директора по развитию Бизнес-системы на Форуме промышленных инноваторов

Почему мы пришли к продуктовому подходу?

На Северстали с 2009 г. реализуется программа по повышению эффективности производства, мы внедряли новые для себя практики бережливого производства. Когда мы стали осознавать, что все больше смотрим в сторону “цифры”, у нас появилась концепция “Lean digital” - акцент на повышении эффективности производства с минимальными инвестициями. За счет небольших кросс-функциональных инициатив мы смогли заработать десятки миллионов долларов. Свою эффективность в этом показали три инструмента:

  • математическая оптимизация
  • машинное зрение (не только для производственной эффективности. но и для охраны труда)
  • “дэшбордирование” или digital performance management.

Постепенно мы подошли к пониманию того, что у нас есть локальные команды, но мы не понимаем, как масштабироваться, сколько нам нужно продактов, кого этому обучать, как строить кросс-функциональное взаимодействие.

Продуктовая методология

Мы вышли на создание продуктовой методологии, которая включает в себя три составляющих:

  • продуктовый фреймворк - проверка гипотезы ценности, последовательность действий, стейджгейтов
  • продуктовая лаборатория - среда, в которой происходит развитие владельцев продуктов через сопровождение (трекинг) реализации инициативы с целевым Time to Market
  • сервис product management office, где мы смотрим на всю совокупность, портфель продуктовых инициатив, смотрим, как инициатива двигается по стадиям.

Продуктовый фреймворк состоит из семи стадий

  • Ideation - прояснение гипотезы создания ценности
  • Discovery - создание первого прототипа
  • Design - создание продуктовой команды, архитектуры решения,
  • Development - создание полноценного MVP
  • Deploy
  • Scale
  • Management

Алгоритм работы продуктовой лаборатории

На входе мы имеем “практика” - будущего владельца продукта, у которого есть идея продукта. Он попадает в цифровую среду лаборатории, где инициатива проходит через семь стадий.

Роли в лаборатории:

  • Трекер - хорошо знаком с продуктовой методологией, понимает, какие артефакты важны на каждой стадии
  • Эксперт - валидирует артефакты на каждой стадии
  • Тьютор - администратор, который регулирует процесс.

Мы создали такую систему, потому что готовых владельцев продуктов на рынке практически нет. Даже если у вас в бизнесе есть люди, которые видят проблему и понимают, как ее решать, они, скорее всего, не умеют создавать кросс-функциональные команды, которые говорили бы на одном языке. Мы решаем это через систему артефактов.

Продуктовый подход в Газпром нефти

Тезисы выступления Екатерины Дубровской, руководителя программ управления дизайном продуктов и коммуникаций продуктов, Центр дизайна и развития продуктов, Газпромнефть

Что такое продукт?

Продукт - это комплексное решение, направленное на создание конечной ценности для клиента, монетизируемое на внешнем рынке или нацеленное на рост эффективности компании.

Четыре принципа продуктового подхода:

  1. есть проблема,которую решаем
  2. нет готового решения
  3. быстро и дешево проверяем гипотезы
  4. принимаем решения на основе данных от пользователей и метрик

Продуктовый подход - способ внедрения организационной и цифровой трансформаций.

Отличия продуктового подхода в промышленности

  1. Разные уровни риска. Риски в промышленности намного выши
  2. Разные заказчики и пользователи. Часто пользуются одни, а деньги платят другие, и скрестить эти две категории - тот еще квест.
  3. Отличаются категории change и run. В IT вся работа - это change, мы привыкли, что непрерывно создаем, проверяем и создаем дальше. В промышленности run - это очень большая категория, поддержкой run занято огромное количество людей. И с этой категорией нам надо уметь выстраивать коммуникации.

Не имеет смысла применять методологию продуктового подхода ради методологии.

Применение методологии продуктового подхода требует изменения процессов в компании.

Продуктовый подход невозможен без права на ошибку. Когда люди не боятся рисковать, вы получаете такие инсайты, которые никогда бы не получили.

Для обучения, в том числе, методологии продуктового подхода в ГПН в 2020 г. был создан Факультет цифровой трансформации.

Внутри ГПН была создана собственная система продуктовой аналитики для того, чтобы считать эффекты от внедрения продуктового подхода.