Продуктовый подход в Северстали
Тезисы выступления Михаила Горбачева, Северсталь, директора по развитию Бизнес-системы на Форуме промышленных инноваторов
Почему мы пришли к продуктовому подходу?
На Северстали с 2009 г. реализуется программа по повышению эффективности производства, мы внедряли новые для себя практики бережливого производства. Когда мы стали осознавать, что все больше смотрим в сторону “цифры”, у нас появилась концепция “Lean digital” - акцент на повышении эффективности производства с минимальными инвестициями. За счет небольших кросс-функциональных инициатив мы смогли заработать десятки миллионов долларов. Свою эффективность в этом показали три инструмента:
- математическая оптимизация
- машинное зрение (не только для производственной эффективности. но и для охраны труда)
- “дэшбордирование” или digital performance management.
Постепенно мы подошли к пониманию того, что у нас есть локальные команды, но мы не понимаем, как масштабироваться, сколько нам нужно продактов, кого этому обучать, как строить кросс-функциональное взаимодействие.
Продуктовая методология
Мы вышли на создание продуктовой методологии, которая включает в себя три составляющих:
- продуктовый фреймворк - проверка гипотезы ценности, последовательность действий, стейджгейтов
- продуктовая лаборатория - среда, в которой происходит развитие владельцев продуктов через сопровождение (трекинг) реализации инициативы с целевым Time to Market
- сервис product management office, где мы смотрим на всю совокупность, портфель продуктовых инициатив, смотрим, как инициатива двигается по стадиям.
Продуктовый фреймворк состоит из семи стадий
- Ideation - прояснение гипотезы создания ценности
- Discovery - создание первого прототипа
- Design - создание продуктовой команды, архитектуры решения,
- Development - создание полноценного MVP
- Deploy
- Scale
- Management
Алгоритм работы продуктовой лаборатории
На входе мы имеем “практика” - будущего владельца продукта, у которого есть идея продукта. Он попадает в цифровую среду лаборатории, где инициатива проходит через семь стадий.
Роли в лаборатории:
- Трекер - хорошо знаком с продуктовой методологией, понимает, какие артефакты важны на каждой стадии
- Эксперт - валидирует артефакты на каждой стадии
- Тьютор - администратор, который регулирует процесс.
Мы создали такую систему, потому что готовых владельцев продуктов на рынке практически нет. Даже если у вас в бизнесе есть люди, которые видят проблему и понимают, как ее решать, они, скорее всего, не умеют создавать кросс-функциональные команды, которые говорили бы на одном языке. Мы решаем это через систему артефактов.
Продуктовый подход в Газпром нефти
Тезисы выступления Екатерины Дубровской, руководителя программ управления дизайном продуктов и коммуникаций продуктов, Центр дизайна и развития продуктов, Газпромнефть
Что такое продукт?
Продукт - это комплексное решение, направленное на создание конечной ценности для клиента, монетизируемое на внешнем рынке или нацеленное на рост эффективности компании.
Четыре принципа продуктового подхода:
- есть проблема,которую решаем
- нет готового решения
- быстро и дешево проверяем гипотезы
- принимаем решения на основе данных от пользователей и метрик
Продуктовый подход - способ внедрения организационной и цифровой трансформаций.
Отличия продуктового подхода в промышленности
- Разные уровни риска. Риски в промышленности намного выши
- Разные заказчики и пользователи. Часто пользуются одни, а деньги платят другие, и скрестить эти две категории - тот еще квест.
- Отличаются категории change и run. В IT вся работа - это change, мы привыкли, что непрерывно создаем, проверяем и создаем дальше. В промышленности run - это очень большая категория, поддержкой run занято огромное количество людей. И с этой категорией нам надо уметь выстраивать коммуникации.
Не имеет смысла применять методологию продуктового подхода ради методологии.
Применение методологии продуктового подхода требует изменения процессов в компании.
Продуктовый подход невозможен без права на ошибку. Когда люди не боятся рисковать, вы получаете такие инсайты, которые никогда бы не получили.
Для обучения, в том числе, методологии продуктового подхода в ГПН в 2020 г. был создан Факультет цифровой трансформации.
Внутри ГПН была создана собственная система продуктовой аналитики для того, чтобы считать эффекты от внедрения продуктового подхода.