Найти тему
Новости Южной Кореи

Дополнительные выборы в Корее: что о них надо знать

7 апреля в Южной Корее состоятся довыборы в местные органы власти. Проводятся они в связи с тем, что некоторые ранее избранные муниципальные руководители и члены местных «парламентов» разных уровней по тем или иным причинам выбыли из строя: кто-то умер, кто-то ушёл в отставку, а кого-то отстранили от должности по суду за нарушения избирательного законодательства или другие преступления.

Всего предстоит переизбрать 21 деятеля. Из них 17 — это члены разных местных законодательных органов, вроде парламента провинции Кёнгидо или совета округа Йондынпхо-гу в Сеуле. И на всякий случай ещё раз подчеркну: речь идёт не о перевыборах провинциальных парламентов или окружных советов целиком, а именно о довыборах одного, двух или трёх депутатов. То есть, говоря откровенно, это вообще не о чём и самим южнокорейцам совершенно не интересно. К числу не особо увлекательных можно смело отнести также и выборы главы одного из муниципальных округов города Ульсана. Итого: 18 скучных выборов из 21.

Тем не менее, нынешние довыборы всё-таки привлекают огромное внимание корейской публики. Как так, спросите вы? Всё дело в том, что среди оставшихся трёх деятелей, которых предстоит избрать, фигурируют мэры крупных городов: Сеула и Пусана. На кону также пост начальника уезда Ыйрён-гун (의령군) провинции Кёнсан-Намдо. Уезд этот знаменит практически на весь мир тем, что в 1938 году там родился основатель «Самсунга» Ли Бёнчхоль, а в 1982 году произошло самое страшное в корейской истории массовое убийство: молодой полицейский по имени У Бомгон, поссорившись с подружкой, запасся гранатами и огнестрелом, пошёл по окрестным деревням и принялся убивать там всех подряд. Его жертвами стали 56 человек, и еще 35 получили ранения. Такие дела. Больше уезд Ыйрён-гун с населением 26,8 тыс. человек абсолютно ничем не примечателен, поэтому на то, кто там будет начальником, всем совершенно наплевать. Кроме шуток. К тому же заранее известно, что победит в любом случае кандидат от партии, которая теперь называется «Народая сила» (국민의힘), а ранее была известна как «Ханнара» и «Сэнури». Ыйрён-гун относится к территориям, которые всегда голосуют за кандидатов от этой партии, пусть они хоть метр двадцать, пусть они хоть полкило.

Короче говоря, всё внимание приковано всего лишь к двум мероприятиям: выборам мэров Сеула и Пусана.

Как проходит предвыборная агитация в Сеуле

Сеул, конечно, важнее всего. Во-первых, должность мэра столицы рассматривается как один из самых верных трамплинов для будущего прыжка на пост главы государства. Да и людям, у которых нет президентских амбиций, место главного столичного начальника и бюджет размером в 40 триллионов вон (около $35 млрд) дают возможность широко развернуться и оставить заметный след в истории города и страны. Главное потом не сесть в тюрьму, как бывший мэр Сеула, а потом президент страны Ли Мёнбак, и не довести свои дела до такого плачевного состояния, что не останется другого выхода, кроме самоубийства, как у предыдущего мэра Пак Вонсуна.

Что касается Пусана, то он является вторым по величине городом Кореи (3,4 млн чел.) и её главным портом. Соответственно, Пусан и Сеул представляют собой весьма лакомые кусочки для тех, кто знает, как их правильно готовить, то есть как извлекать из них ту или иную для себя выгоду. Поэтому борьба тут идёт нешуточная.

Но вот интриги, к сожалению, нет и не будет. Результат борьбы известен заранее: победят кандидаты от уже упоминавшейся выше партии «Народная сила», которая до недавних пор пребывала в глубокой… оппозиции, но теперь, кажется, начинает поднимать голову и вставать с колен.

Большинство мест в парламенте страны сейчас контролирует злейший враг «Народной силы» — Демократическая партия, и самое главное: пост главы государства и исполнительной власти занимает тоже представитель «демократов» — Мун Джэин. Что же касается некогда и в самом деле мощной «Народной силы», то избиратели в последние годы всячески её шпыняли. Причина: от неё в своё время избралась президентом г-жа Пак Кынхе, которая впоследствии заслужила лютую народную ненависть, была подвергнута безжалостному импичменту и теперь сидит, бедолага, в тюрьме за коррупцию, как и её не менее злосчастный товарищ по «Народной силе» Ли Мёнбак. На парламентских выборах, состоявшихся недавно, в апреле 2020 года, «Народная сила» проиграла со страшным треском, в результате чего «демократы» получили абсолютное большинство в Национальном собрании и могут теперь, не спрашивая мнения оппозиционеров, принимать любые законы, какие им вздумается, кроме поправок к Конституции.

Большинство в парламенте, однако, не принесло «демократам» ни счастья в жизни, ни народной любви. Наоборот, правящая партия и президент регулярно становятся объектами нападок и критики за все обрушивающиеся на страну проблемы и испытания. В эти дни, например, народ зол на «демократов» и Мун Джэина за цены на жильё, которые, кажется, превысили уже все пределы разумного. В ту же струю недавно влился скандал вокруг государственной Корпорации землепользования и жилищного хозяйства, чьи сотрудники занимались спекуляцией земельными участками, используя инсайдерскую информацию. Наконец, усталость от эпидемии тоже не способствует популярности текущего руководства страны.

Вы могли бы сказать: ну, хорошо, люди недовольны «демократами». Но ведь и «Народную силу» им как-то странно было бы поддерживать, ведь ещё совсем недавно они прокатили её на всех выборах? Может, избирателям стоило бы поддержать кого-то третьего, не связанного с обеими нелюбимыми ими партиями? Да, наверное, стоило бы. В каком-то другом, лучшем из миров. Но, увы, в Корее это так не работает. Это вообще мало где работает: политическая жизнь самых разных стран нередко скукоживается в жёсткую двухпартийную систему с безотрадным выбором меньшего из двух зол. В Корее именно так и происходит. Многие люди здесь действуют просто и без затей: когда они недовольны какой-то одной партией, то назло ей — и в наказание — голосуют за её противников, даже если те им тоже не нравятся.

В общем, ещё раз подчеркну: результаты выборов двух корейских супермэров известны заранее. Уверенность в этом дают опросы общественного мнения, которые предрекают сокрушительное поражение правящей Демпартии и решительный успех «Народной силы». В Сеуле, если до 7 апреля ничего сверхъестественного  не случится, мэром станет О Сехун (오세훈). Он знаменит тем, что в прошлом уже дважды избирался главой столичной администрации, возглавлял её с июля 2006 года по август 2011-го. Правда, свой законный второй срок О Сехун не отработал до конца, ушёл в отставку из-за конфликта с Демпартией по поводу бесплатного питания для учащихся общеобразовательных школ. Вот и сейчас, во время своей предвыборной кампании, г-н О нещадно критикует Мун Джэина и «демократов», обзывая их всякими нехорошими словами (те отвечают ему полной взаимностью). Но ведь ему скоро предстоит под их началом работать… В связи с этим можно предсказать, что политическая жизнь в Сеуле в ближайшее время будет богата на скандалы, интриги и расследования.

Будущий мэр Сеула О Сехун
Будущий мэр Сеула О Сехун

В Пусане все опросы предсказывают уверенную победу известному в Корее деятелю Пак Хёнджуну (박형준), бывшему депутату парламента и советнику президента Ли Мёнбака по политическим вопросам. Пак имеет своеобразную политическую биографию: когда-то он был левым, практически коммунистом, но уже давно ради карьеры перековался в правые консерваторы и теперь закономерным образом выдвигается от «Народной силы».

В завершение давайте из чистого любопытства посмотрим, кто же выдвигается в мэры Сеула. Там ведь сейчас целых 12 кандидатов. Их портреты висят на разных баннерах и растяжках по всей столице — на общественных зданиях, жилых домах, у пешеходных переходов.

Сразу скажу, что реальных кандидатов из двенадцати человек ровно два. Это, в первую очередь, уже упоминавшийся выше бывший мэр Сеула О Сехун, которому в избирательном бюллетене присвоен номер 2 (см. фото внизу). Его главная соперница, представитель Демпартии и бывший министр по делам малых и средних предприятий г-жа Пак Ёнсон (박영선), получила блатной номер 1, но, к несчастью для неё и её партии, она совершенно точно придёт к финишу не первой, а второй и уступит пост мэра О Сехуну. Говорить о предвыборных обещаниях именно эти двух кандидатов смысла нет, потому что они, как водится, за всё хорошее и против всего плохого. Солидные господа вроде них избираются не за слова и дела, а за принадлежность к той партии, голосованием за которую хотят наказать противоположную. Ну, вы поняли.

Кандидаты 1, 2, 6 и 7
Кандидаты 1, 2, 6 и 7

Все остальные кандидаты — это либо какие-то клоуны, либо — чаще — люди, использующие возможности предвыборной кампании для рекламы себя и/или своих организаций и идей. Здесь всё просто: пусть за кандидата никто почти не проголосует, но его физиономия будет две недели торчать в Сеуле на каждом углу и горожане поневоле хорошо её запомнят. А кто-то, может, даже погуглит, чтобы узнать, что это за чудо такое у него на заборе повисло.

Давайте теперь быстренько пробежимся по остальным номерам в столичных бюллетенях.

Номер 6 — г-жа Син Джихе (신지혜) 1987 года рождения. Представляет Партию безусловного базового дохода (기본소득당). Эта партия предлагает выплачивать всем гражданам страны по 600 тысяч вон (около $500) в месяц, даже если они не работают. Идея уже не нова, её часто выдвигают и в других странах, но широкой популярности она почему-то никак пока обрести не может.

Номер 7Хо Гёнъён (허경영), так называемый глава так называемой Национал-революционной партии (국가혁명당). Типичный клоун уровня колхозного массовика-затейника. Достаточно сказать, что в 2008 году справедливый корейский суд на 10 лет отстранил Хо от политической деятельности, поскольку тот распространял заведомо ложные утверждения о своей предстоящей женитьбе на Пак Кынхе. Г-жа Пак сочла эти слухи порочащими её честь и достоинство, и суд с ней согласился. Зато Хо, конечно, товарищ весёлый и обеспечивает немногочисленным зрителям и слушателям, по неосторожности попавшимся в его сети, качественный отрыв башки. Прилагаемое выше видео начинается как раз с рекламной постановки Хо Гёнъёна.

-4

Номер 8О Тхэян (오태양) от Партии будущего (미래당). Задумка организаторов партии была интересной: они хотели, чтобы партия представляла молодых людей, защищала их интересы, в том числе по крайне актуальным вопросам образования и трудоустройства. Предлагается также дать молодёжи избирательные права с 16 лет. Звучит это всё здорово, но организационно пока как-то не покатило. У партии, созданной в 2017 году, до сих пор нет ни одного представителя ни в центральных, ни в муниципальных органах власти.

-5

Номер 9Ли Субон (이수봉), лидер Партии народного благосостояния (민생당). Кстати, это вполне реальная партия, представляющая собой один из осколков неудачных рокировок разных политических сил региона Хонам (Кванджу и Чолладо). В партии состоят три мэра городов и три десятка депутатов местных советов. На прошлых парламентских выборах она набрала целых 760 тысяч голосов (2,71 %). Но смысла рассказывать о ней подробнее я не вижу, потому что, простите, но это всё какая-то агония. Партия народного благосостояния просто обречена исчезнуть с поверхности Земли в самом скором времени.

-6

Номер 10Пэ Йонгю (배영규) из Нового либерально-демократического союза (신자유민주연합). Его партия, судя по всему, представляет собой очередную попытку возродить  Либерально-демократический союз покойного Ким Джонпхиля (김종필), соратника диктатора Пак Чонхи. Старый ЛДС был известен тем, что пользовался нездоровой популярностью у жителей провинций Чхунчхон-Намдо и Чунчхон-Пукто и по сути служил лоббистом интересов этого региона. Ну, что тут скажешь? Попытка не пытка.

Номер 11Ким Джина (김진아). Идёт на выборы от феминистской организации Партия женщин (여성의당), которая была основана 8 марта 2020 года. Ким выступает за расширение участия женщин в политике, прекращение всякой дискриминации и насилия в отношении женщин и ущемления их прав. Ким Джина напоминает, что нынешние выборы мэра Сеула происходят только потому, что предыдущий мэр тайно домогался своих подчинённых женского пола, а когда это начало всплывать на поверхность, покончил с собой. Ким хочет, чтобы 50 % руководителей государственных организаций составляли женщины. Пожелаем ей удачи. Шансов на этих выборах у неё нет абсолютно никаких, но зато есть возможность вновь обратить внимание публики на проблемы женщин. Ради этого Ким, очевидно, и участвует в кампании.

Номер 12Сон Мёнсук (송명숙), 1987 года рождения. Представляет Партию прогресса (진보당). Левая партия. Раньше имела пару депутатов в парламенте, сейчас остался с десяток представителей в муниципальных советах. Программа: права трудящихся, борьба со спекуляцией недвижимостью (больная тема сейчас), охрана окружающей среды.

-7

Разрешите мне далее пропустить двух независимых кандидатов под номерами 13 и 14 ввиду их полной безблагодатности (если что, вся инфа по кандидатам есть на сайте корейского ЦИКа здесь, можете почитать сами) и перейти сразу к молодому кандидату номер 15 по имени Син Джие (신지예) 1990 года рождения, которая тоже независима, то есть не представляет никакую политическую партию. Но это не значит, что за ней никто не стоит. Раньше она уже выдвигалась в мэры Сеула от Партии зелёных. Сейчас же она активистка организации Корейская женская политическая сеть ( 한국여성정치네트워크). Первый пункт её программы — экологический: достижение так называемой углеродной нейтральности, то есть либо полное прекращение выбросов углекислого газа и других углеродных соединений в атмосферу, либо компенсация этих выбросов за счёт процессов, поглощающих углерод. Ещё одна цель Син Джие — достижение реального равенства женщин, включая, например, равную плату за одинаковый труд. Среди других целей — нулевая терпимость к сексуальному насилию, а также то, что прочие кандидаты боятся даже начинать обсуждать: прекращение дискриминации ЛГБТ. Сеульская мэрия при Син Джие станет официальным  спонсором ежегодного столичного гей-прайда, а не будет искать способов, как бы его отменить.

-8

Вот какие у нас интересные кандидаты. Жаль, что ни у одного из них, кроме О Сехуна, нет никаких шансов. Но некоторых из кандидатов совсем молоды, вся их политическая карьера ещё впереди, так что пусть пока набираются известности и политического опыта. Затем они, собственно говоря, и выдвигались.

Выборы, между прочим, уже начались: 2 и 3 апреля проходит досрочное голосование. Но всё самое интересное будет в среду 7 апреля.

И ещё, не забывайте: иностранцы, имеющие вид на жительство в Корее (виза F-5) и прожившие в стране не менее 3 лет, имеют право голоса на выборах в муниципальные органы власти. Это не шутка. Первое апреля уже прошло. Так что те, кто удовлетворяет указанным условиям, могут попытаться проголосовать. Хотя бы ради смеха. Если что, расскажите потом, получилось ли у вас и были ли  какие-либо проблемы.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.