"Все больны, торжествует аптека
И варит свои зелья гуртом" Н.Некрасов
Вышла статья историка Татьяны Забозлаевой о том, какое было врачевание в царской России. В ней много любопытных фактов о том, как лечили и лечились в прошлом, какие законы принимались и что стоило здоровье гражданина.
Наживалось ли государство на больных? И насколько было распространенным милосердие в обществе?
С разрешения автора даём несколько интересных цитат.
Петр I 14 февраля 1700 г. со всей прямотой заявил «о наказании незнающих медицинских наук и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больным» — каторжными работами
Подобных указов в Полном собрании законов удалось заметить только два. Но в реальности это, конечно, были не единичные примеры.
Спустя 20 лет по Петровскому Морскому уставу медик, пренебрегший своими профессиональными обязанностями на корабле, подлежал уголовному суду как преступник.
14 августа 1721 г. Петр I решил обезопасить жизнь занемогших россиян другим способом. Он учредил новый надзорный за медициной орган — Медицинскую коллегию (по факту- Канцелярию).
В ее задачу входила ежегодная инспекция врачей и аптек, «чтобы подданные граждане не могли жалобы творить ради негодных лекарств и несправедливой цены».
По этому указу впредь никакой доктор или лекарь (то есть врач быстрого реагирования, чаще всего хирургического вмешательства. — Т.З .) не имели права нигде практику иметь и лечить кого бы то ни было прежде свидетельствования его достоинства от Коллегии, то есть от Канцелярии.
Позже весь XVIII в. (а также часть XIX в.) выходили суровые указы, категорически запрещавшие медицинскую практику лицам, не сдавшим соответствующих экзаменов и не имевших государственных свидетельств на знание медицины, ссылаясь на Петра I, начали штрафовать и пациентов, которые «дерзали» обратиться за помощью к непрофессионалам.
В указах говорилось, что лекарства могут продаваться исключительно в аптеках, а приниматься внутрь только по рецептам докторов и лекарей.
Запрещалось самовольно выписывать из-за границы минеральные воды, а исключительно приобретать их в русских аптеках, по разрешении Медицинской канцелярией.
Но все эти мероприятия не решали главной проблемы, также заявленной Петром I. А именно: необходимо пресечь «падеж совести» в народе. Для чего император предложил очень конкретные и простые правила.
Петр I заявил, что каждый отечественный врач, буде он состоять на государственной службе, не имеет права брать никаких денег или подношений с пациента, даже, если страждущий никоим образом не причастен той организации, в которой врач служит.
Например, врач — сотрудник военного госпиталя. Мимо госпиталя идет крепостной стучится с жалобой: «У меня колет в боку». Так вот врач, официально состоявший на государственном довольствии, не имел права крестьянину отказать.
Врач должен был бесплатно помочь прохожему и бесплатно же снабдить его лекарствами. В противном случае он лишался государственного жалованья, при наличии казенной зарплаты.
Но вот беда. Требуя от медиков соблюдения неких условий работы, Государство совсем не спешило само эти правила соблюдать.
С.М.Соловьев приводил в такой связи вопиющий факт, когда в Тамбове магистрат, который должен был выдавать жалованье лекарю ежеквартально, как-то (неважно, когда, это повторялось на протяжении всей Российской империи) задержал оплату на целых пять лет.
Магистрат приказано было оштрафовать и в трехдневный срок вернуть долг врачу.
Это видимо, мало обрадовало других медиков, находившихся в подобной ситуации.
Посему уже в царствование Елизаветы Петровны власть уже не столько грозила врачам штрафами, сколько стало умолять их быть милосердными.
Такие великие моралисты, как Екатерина II и Николай I , обращаясь не только к медикам, но вообще ко всем подданным империи, повторяли, что они должны быть совестливыми людьми, в какой бы области ни подвизались, что все наказания бессильны, если совесть молчит.
А Николай I и вовсе был убежден, что для развития специалиста в любой области знаний, главное - порядочность. Ибо порядочному человеку будет просто стыдно не стремиться к совершенству.
Совестливость почиталась главным профессиональным навыком медика. Причем не только в тех случаях, когда речь шла о государственных медицинских учреждениях. Но и тогда, когда дело касалось частных лечебниц, профилактических, благотворительных центров.
Большое количество законодательных актов, в частности, было посвящено знаменитому Странноприимному дому (ныне Склиф), который был устроен семейством Шереметевых в Москве в начале XIX в.
Так вот любопытная вещь: Уставы этого учреждения, подписанные в разное время разными царями — Александром I, Николаем I всякий раз содержали пункт, который подчеркивал, что каждый человек, терпящий какое-либо недомогание вблизи этого Дома, мог рассчитывать на бесплатную помощь его медиков.
Екатерина II попробовала оплачивать медицину (услуги) с помощью солидарных усилий государства и достаточных подданных империи.
Для неимущих Екатерина II установила приемлемые таблицы, «по которым бы врач имел право требовать за свой труд пристойной награды, но которая маломощным больным не была бы в тягость».
Специально оговаривалось, что достаточные пациенты, желавшие изъявить благодарность доктору, платили столько, сколько им заблагорассудится.
Малоимущие — платили по таксе, а вот убогим, тем, которые имели специальную справку о бедности от полиции или от священника, тем врачи, получавшие казенное жалованье, должны были оказывать помощь безденежно. Императрица жаждала справедливости!
Справедливости всегда и во все времена желали в России. Только справедливость всякий раз оказывалась такой же недостижимой, как линия горизонта.
Посему в народной среде сформировалось скорее негативное отношение к врачам, равно, как к аптекарям, равно, как священникам. Народная мудрость в этом смысле более чем враждебно относилась к людям, посвятившим себя целительству.
«Аптекарь, да лекарь, да третий поп», — говорил русский люд со злой усмешкой. Это о тех, кто сопровождает человека на тот свет и готов поживиться за его счет.
Более того, во время народных бунтов, сопровождавших эпидемии, от рук разъяренной толпы более всего страдали медики.
И в произведениях Чехова, и в рассказах Вересаева описаны варварские случаи народной расправы над врачами. Причем, естественно жертвами народного гнева в основном становились не владельцы золотых очков, а те обыкновенные служители медицины, которым и самим жилось не сладко.
Почему так получалось? Почему врачи и раньше, да и теперь вызывают такой гневный ропот у многих.
Ответ на этот вопрос найдем у Николая Васильевича Гоголя.
Гоголь болел всю жизнь, и всю жизнь ему приходилось обращаться к врачам. В своей комедии «Ревизор» он обозначил проблему.
Вымышленный ревизор из Петербурга, мальчишка Хлестаков, приехал в заштатный город, где его приняли за столичное начальство, и повели осматривать богоугодные заведения.
«Почему так мало больных в больнице?» — удивился Хлестаков.
Ответ его ошеломил: «А потому, что больные выздоравливают, как мухи». Потом Хлестаков встретился с доктором, который, как водится, был из немцев, и значит ничего не понимал по-русски.
То есть в сознании простолюдина доктор был немой: слово немец в русском языке происходит от корня «нем», «немой». Кроме того, все диссертации по медицине и фармацевтике в России» до 1857 г, разрешено было защищать только по-латыни или по-немецки.
И лишь Александр II позволил их защищать на русском языке. То есть действительно, медицина была страшно далека от народа. Воспринималась как что-то враждебное.
И еще. Как что-то неподъемное финансово.
При Александре II (в разгаре была Крымская война) государство стало сворачивать все социальные программы, в частности, значительно уменьшилось число жителей, которым лекарства полагались бесплатно. Уменьшилось и число государственных аптек, которые в благословенные годы Николая I бывали даже при школах и семинариях, и лекарства в них отпускались бесплатно.
Но в тот момент, когда государство изменило избранной много веков назад политике в отношении медицины, знамя духовности в целительстве подхватили сами врачи.
Николай Иванович Пирогов в середине XIX в. сделался поистине национальным героем, благодаря своей самозабвенной деятельности в осажденном Севастополе. Именно в эти годы он выступил со статьей «Вопросы жизни», где, борясь с практицизмом нового века, заявил: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми», а уж потом профессионалами в любой избранной отрасли знаний.
К концу XIX в. такие врачи появились: Чехов и Вересаев, земский врач и политик, член Первой государственной думы 3.Г.Френкель, писатель М.А.Булгаков.
Благодаря этим людям, необычайно вырос авторитет врача в обществе. Но неизменной осталась истина: справедливость и, вообще, все формы духовности нуждаются в колоссальных капиталовложениях, которые может обеспечить только государство. И потому медицина как социальное явление необходимо нуждается в подчинении государству.
Ибо врач — это специалист, который соединяет навыки исцеления человеческого тела с врачеванием человеческих душ. Если этого не будет, врач и пациент никогда не поймут друг друга, и врач никогда не достигнет того признания, на которое он должен и может рассчитывать.