27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии».
Это была самая масштабная акция по одновременному освобождению из мест лишения свободы осужденных. Изначально, в историю эта амнистия вошла именно как «ворошиловская» так как подписал её Председатель Президиума Верховного Совета СССР Клим Ворошилов. Инициатором же амнистии являлся глава Министерства внутренних дел СССР Лаврентий Берия.
История об этой амнистии со временем обрастала своими мифами и легендами, в частности этому способствовал и знаменитый фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». Основное направление неверных выводов и представлений об этой амнистии находится в утверждениях, что на свободу были выпущены в основной своей массе разного рода воры, убийцы, «воры в законе», что в итоге привело к глобальному росту преступности.
Но, вот это уже сомнительно, исходя из личности самого Лаврентия Павловича. Берия был достаточно хорошим «хозяйственником» и он быстро разобрался в том факте, что на март 1953 года ГУЛАГ был перегружен контингентом отбывающим срок, а эффективность работы последнего оставляла желать лучшего. Действительно, тогда в лагерях и тюрьмах находилось более 2,6 млн. человек. За всю историю СССР это были предельные цифры. Так, например, во времена строительства «Беломорканала» в 1932-1933 годах и других масштабных строек Первой пятилетки, с привлечением труда заключённых, в ГУЛАГе и тюрьмах было всего 0,5 млн. человек. В период «большого террора» их число выросло до 1,8 млн. чел. В годы Великой Отечественной войны ГУЛАГ был основательно «разгружен». Закономерно, рост числа осужденных начался после окончания Второй Мировой войны.
Благодаря доступным сегодня документам, уже совершенно точно известно. Что благодаря амнистии 1953 года на свободу вышло 1 201 738 человек. А с учётом освобожденных из детских колоний, освобожденных из тюрем МВД, и снятых с учета ссыльных под амнистию попало 1 349 263 человек.
Итак, кто же на самом деле вышел на свободу? Самой значительной категорией были «осужденные на срок до 5 лет включительно» - 551 551 человек. «За должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления» было освобождено - 49 745 человек.
Следующим пунктом указа освобождались «независимо от срока наказания, осужденные: женщины, имеющие детей в возрасте до 10 лет, и беременные женщины; несовершеннолетние в возрасте до 18 лет; мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, а также осужденных, страдающих тяжелым неизлечимым недугом. Таковых оказалось:
- женщин, имеющих детей до 10-летнего возраста — 57132;
- беременных женщин — 6013;
- несовершеннолетних — 5684;
- мужчин старше 55 лет — 44210;
- женщин старше 50 лет — 18044;
- страдающих тяжёлыми неизлечимыми недугами — 43411 человек. Кстати, эти категории освобождались в первую очередь.
Согласно п. 4 Указа предписывалось «Сократить наполовину срок наказания осужденным к лишению свободы на срок свыше 5 лет» - этот контингент составил ещё 425 811 человек.
Пункт 7 Указа же чётко гласил: «Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство». Таким образом, наиболее опасные, с позиции государства, категории осужденных никакой амнистии не получали.
И всё же, не катастрофичные, но негативные последствия этот Указ имел. На свободу просочилась некоторая часть откровенно криминальных элементов, вопреки, выше указанного п. 7 Указа. Вышли на волю престарелые (старше 55 лет) «воры в законе» и разного рода рецидивисты. И возраст многим из них не помешал встать во главе преступных групп или зарабатывать на «почётную старость» передачей опыта молодёжи. Часть откровенно опасного криминального элемента вышло по той причине, что на текущий момент сидело по более лёгкой статье со сроком до 5 лет. Помните знаменитую фразу Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Вор, он должен сидеть в тюрьме. И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу! Вор должен сидеть в тюрьме! Верно?» И так зачастую и поступали, преступника старались «закрыть» по любой статье, которую можно было ему вменить сегодня. Это как с известным американским гангстером Аль Капоне, которого в итоге посадили не за многочисленные убийства, а за неуплату налогов.
На следующий же день, к этому Указу вышел Приказ министра внутренних дел СССР, министра юстиции СССР и Генерального прокурора СССР «О порядке исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии»», в котором прописывался порядок проведения амнистии, очередность, указания органам власти и должностным лицам. В частности предписывалось: «Всех освобождаемых из мест заключения обеспечить путевыми деньгами в размере стоимости питания по гарантированной норме на время следования в пути, одеждой и обувью (при отсутствии у освобождаемых заключенных собственной одежды и обуви) и проездными билетами до избранного места жительства».
Подвела скоротечность процесса и объем единовременно вышедших на свободу. Тогда не было таких понятий, как «программа реабилитации». И многие, оказавшись на свободе бывшие заключённые, не смогли нормально устроиться в жизни. На воле многих ожидали проблемы с жильём, трудоустройством и недоверие общества. В итоге часть получивших амнистию снова взялось за старое и влились в ряды криминала. Ну конечно были и те, кто и не собирался вести честную жизнь.
Ставить это в вину исключительно Л.П. Берии неразумно, так как, во-первых, это был реально большой эксперимент, в котором присчитать всё досконально было невозможно за отсутствием аналогичного опыта не то, что в СССР или Российской империи, вообще в мире. Во-вторых, в связи с арестом, Берия уже не мог летом 1953 года влиять на ход амнистии и оперативно нивелировать негативные последствия. И очевидно прочему руководству МВД, виду политических изменений в стране, было уже не до этого. В-третьих, ещё раз хочу подчеркнуть, сам текст Указа не предусматривал освобождения матёрых воров и бандитов.
«ВОРОШИЛОВСКАЯ» АМНИСТИЯ
5 минут
1 прочтение
2 апреля 2021