Найти тему
Альпари

Цены всё равно будут расти

Начнём наш обзор с известного в среде западных экономистов анекдота, который, по данным международного «сарафанного радио», возник в кулуарах одного из элитных американских университетов, входящих в так называемую «Лигу Плюща» и конкурирующих с Чикагским университетом, занимающим в этой лиге одно из ведущих мест. Анекдот такой: «Вы спрашиваете, сколько нужно экономистов Чикагского университета, чтобы закрутить электрическую лампочку? Отвечаем: ни одного, потому что рынок всё сделает сам!».

Но значительное большинство россиян ещё в 90-е годы сомневалось в достоверности выводов некоторых экономистов с Запада и их последователей в России о том, что государство должно вмешиваться в рыночные процессы по минимуму, а в идеале вообще устраниться от регулирования свободного рынка. Теперь в России, похоже, тенденция прямо противоположная: уже больше квартала мы живём в новой экономической (и даже исторической) реальности, когда правительство взяло под контроль регулирование розничных цен на ряд продуктов питания. Первые положительные результаты уже имеются (по крайней мере, согласно данным официальной статистики). Так, в последние три недели марта рост недельной инфляции потребительских цен, по Росстату, зафиксировался на уровне 0,2% в неделю.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Кроме того, в предыдущие кризисные годы (например, в 2008-2009 и 2014-2016 гг.), когда было необходимо сдерживание роста инфляции, чтобы не допустить срыва экономики страны в гиперинфляционный штопор, правительство и население уповало на качественную бюджетную политику Минфина РФ и не менее качественную монетарную политику ЦБ РФ, то есть, попросту говоря, надеясь на умные решения фискальных и монетарных властей, но не рынка. Поэтому неудивительно, что сегодня государство считает не просто возможным, а нормальным расширения своих полномочий в контроле за рынком.

Также правительство имеет возможности в целях сдерживания цен на продовольствие сдержать рост экспорта продуктов питания и увеличить поставки на внутренний рынок: ведь мы не в Чикаго и понимаем, что рынок в реальной жизни не может сделать всё.

Но есть у этой политики, несмотря на её благородные цели, и свои сопутствующие издержки. В рыночной экономике административным путём взять инфляцию под полный контроль невозможно: ведь, например, производители того или иного товара могут сначала повысить цены, а потом договориться с местными или даже с федеральными властями об их снижении или об отказе от повышения. В принципе, это уже произошло с ценами на сахар: в декабре прошлого года производители сахара сначала взвинтили оптовые цены более чем на треть, потом согласились по просьбе властей их не повышать, а в феврале Росстат уже фиксировал снижение цен на сахар по сравнению с январским уровнем на фоне общего роста инфляции. На бумаге получилось красиво, вот только обнищавшим покупателям от этого не сильно стало легче.

Да и производители продуктов питания не в восторге от такого решения. Ведь введённые правительством с целью сдерживания роста цен на внутреннем рынке вывозные пошлины - фактор, способный негативно повлиять на рентабельность сельскохозяйственного производства. Связанная с этим возможная стагнация производства в сельскохозяйственном секторе может приходиться в основном на малый и средний бизнес, который не имеет возможности получать эффект экономии на масштабах производства, в отличие от крупных корпораций. Одновременно вывозные пошлины не являются слишком чувствительными для рентабельности крупных агрохолдингов, просто таковые холдинговые структуры в период действия вывозных пошлин лишаются части сверхприбылей, и только. По данным Росстата, даже в тяжёлом 2020 году производство сельскохозяйственной продукции показало нулевые темпы роста на фоне падения ВВП более чем на 3%. Это хорошо, но за общей приличной картиной в этой отрасли не принимается во внимание проблемы небольших предприятий и структура рынка, где всё большую долю занимает крупный бизнес, вытесняя малый.

В целом, с точки зрения социального эффекта, история с государственным регулированием цен на продовольствие не выглядит слишком оптимистичной и безоблачной. Потребительские цены всё равно будут расти, несмотря на некоторые сглаживающие эффекты, возникшие благодаря государственному регулированию.

Поэтому, чтобы сгладить эффект от повышенных потребительских цен, лучше откладывать сбережения на будущее, хотя бы 10-15% от ежемесячной зарплаты. И держать средства лучше в иностранной валюте, чтобы их уберечь от обесценения рубля. С учётом того, что в марте доллар США снова пошёл вверх, лучше разделить сбережения между рублями и долларами. Можно также рассмотреть акции российских высоконадёжных компаний, которые уже объявили о дивидендах и датах закрытия реестров акционеров для получения дивидендов. Если годовая дивидендная доходность превышает годовую инфляцию, есть смысл такие акции приобрести на среднесрочный период.