Найти тему

Часть 23. АРХЕТИПЫ РОСТА ДУШИ (Тень, Анима/Анимус, Самость)

Анима/Анимус
Анима/Анимус

Процесс роста души, становления личной судьбы в аналитической психологии называется индивидуацией. Цель этого процесса – достижение душой каждого человека божественной полноты целостности). Сам процесс, по уверению К.Г. Юнга, проходит в два этапа. Первый этап посвящен развитию здорового Я (ЭГО), которое обеспечивает его существование в реальном мире. Второй заключается в более глубоком постижении своей сущности, основания своего бытия, устроения своей судьбы.

Для понимания той скрытой личности, в которую мы должны развиться в течение всей нашей жизни, К.Г. Юнг использовал понятие «Самость». О ней, как об Архетипе, управляющем нашей индивидуальной судьбой, мы писали в предыдущих статьях. Но, в контексте толкования сказок и сновидений, Самость является определяющей целью и стимулом к развитию сказочных сюжетов. Это первый, и самый главный из Архетипов, играющих роль в росте нашей души. Именно Самость, означающая полноту и целостность нашей души – является целью всей нашей жизни. Она пробивается сквозь обстоятельства и феномены нашей жизни, чтобы реализоваться в уникальную, ничем и никем не повторимую судьбу и личность. В процессе жизненной самореализации каждый человеческая душа должна достигнуть, или хотя бы приблизиться к идеальному образцу, называемому Самость. Но на пути к этому есть некоторые препятствия, которые душе следует преодолеть с положительным для нее результатом. Эта первое препятствие – Архетип Тени (далее Тень).

Каждый человек в этом мире рождается с определенным набором талантов, способностей, наклонностей, черт. Ребенок еще только родился, а в нем заложено огромное количество потенциальных программ развития. И все эти программы развития имеются вне зависимости от пола ребенка, его расы, места рождения и прочих внешних обстоятельств. Но, в силу наших историко-культурных и социальных факторов, нам всем приходится играть ту или иную социальную роль. Это, безусловно, накладывает мощнейший, а, часто, решающий отпечаток на всю нашу жизнь. Так, если человек родился девочкой, то весь социум, начиная с родителей, и заканчивая окружающими не знакомыми людьми, начинают развивать те черты характера, которые присущи именно женщине. А куда девать четы характера и способности, присущие мужчинам? Они с самого рождения подавляются прививаемыми человеку моделями поведения, которые выражаются в разрешениях и запретах, общественном мнении и взаимоотношениях между полами.

Так врожденные мужские черты характера девочки удаляются с внешнего плана и уходят глубоко внутрь психики. Их удалить или уничтожить – невозможно. Обособившись, они либо засыпают до момента, когда какое-либо переживание их разбудит, либо вокруг какой-либо способности формируется личность или множество личностей. Такую личность в аналитической психологии называют «ТЕНЬ». Она персонифицируется (приобретает образ сначала животного, потом человека), и появляется в сновидениях. Тень появляется в сновидениях тогда, когда ресурсов нашего сознания не хватает для решения какой-то жизненной проблемы. Часто, появление Тени знаменует начало определенного этапа нашего развития как в душевном, так и в объективном плане.

Тень в сновидениях, как правило, появляется по следующей схеме. Сначала это животное или монстр, который пугает, угрожает и бросает вызов. Затем она приобретает образ человека одного с нами пола. Но этот человек отвратительный и злой. Далее развитие Тени приводит ее к образу человека одного с нами пола, который вызывает жалость. Мы на него смотрим свысока. Потом Тень приобретает образ малозначительного знакомого. Мы даже удивляемся, увидев его в сновидении. Ведь мы уже, практически, забыли кто это такой. Затем Тень появляется в виде людей одного с нами пола, которых мы любим. После этого Тень фактически сливается с нами и становится частью нас самих. Это Тень в наших снах больше появляться не будет, так как та черта характера, которую она олицетворяет, стала органичной частью нашей личности (интегрировалась в нашу душу). Таким образом, в сновидениях люди сталкиваются с сюжетами, которые разыгрывают ситуации, необходимые для собственного развития. Тот же принцип сохраняется и в сказках.

О Тени и ее значении в нашей жизни можно писать очень долго, приводить тысячи примеров из жизни. Но главное, что нужно о ней знать для толкования сказок и сновидений – это то, что Тень является первой ступенью роста души в ее восхождении к полноте. Тень – это необходимая часть целостности. Без нее невозможно пройти путь индивидуции. Да что пройти? Даже начать его без интеграции Тени – невозможно. Тени нас преследуют всю жизнь, так как являются коллективным феноменом. Интегрировать все заложенные в нас качества до конца – невозможно. В нашем бессознательном есть такие, которые так чужды нам, что интегрировать их в нашу личность нет никакой возможности. Такие качества в бессознательном ассоциируются со злом. Но злом они представляются только в социальном плане.

В сказках и сновидениях к образам Тени можно отнести бесконечное множество героев. Перечислим только некоторые: все животные (мышка, заяц, лиса, волк, медведь, некоторые птицы), всевозможные люди одного с героем пола, некоторые люди противоположного пола.

Вторым Архетипом развития души после Тени, выступает смешанный Архетип, который в аналитической психологии получил название «Анима/Анимус». В сновидениях и сказках этот Архетип выступает в образе людей противоположного пола. Он сам по себе безличен и демонстрирует нам бессознательное содержание в двух аспектах: как характеристики Тени, которые мы относим к противоположному полу; как воплощение взаимоотношений (функция) личности с коллективным бессознательным.

Почему этот Архетип так странно называется? Потому что его создатель решил уйти от религиозного понимания души и обозначил ее в философском стиле исходя из того, что мужчины воспринимают свою душу, как женскую, а женщины, как мужскую. Отсюда мы имеем двойственное название. Таким образом Анима – это женская часть мужской души, а Анимус – мужская часть женской души. Именно эти, можно сказать, подчиненные части мужской и женской души, вытесненные из объективной реальности в коллективное бессознательное, являются «дверью» к ощущению божественных состояний. Именно через них наше сознание способно проникнуть в мифологический слой коллективного бессознательного, в мир магии, куда погружаются великие мистики, маги, йоги, шаманы и святые.

К фигурам Анимы/Анимуса в сказках и сновидениях относят образы всех людей противоположного пола. Поэтому необходимо прослеживать взаимоотношения, чтобы выяснить: кто чей Анимус, и кто чья Анима?

Следует отметить, что в сказках все три Архетипа роста души присутствуют всегда. Они же, наряду с Эго, являются главными героями всех сказочно-мифологичеких сюжетов, имеющихся в мировой

Процесс роста души, становления личной судьбы в аналитической психологии называется индивидуацией. Цель этого процесса – достижение душой каждого человека божественной полноты целостности). Сам процесс, по уверению К.Г. Юнга, проходит в два этапа. Первый этап посвящен развитию здорового Я (ЭГО), которое обеспечивает его существование в реальном мире. Второй заключается в более глубоком постижении своей сущности, основания своего бытия, устроения своей судьбы.

Для понимания той скрытой личности, в которую мы должны развиться в течение всей нашей жизни, К.Г. Юнг использовал понятие «Самость». О ней, как об Архетипе, управляющем нашей индивидуальной судьбой, мы писали в предыдущих статьях. Но, в контексте толкования сказок и сновидений, Самость является определяющей целью и стимулом к развитию сказочных сюжетов. Это первый, и самый главный из Архетипов, играющих роль в росте нашей души. Именно Самость, означающая полноту и целостность нашей души – является целью всей нашей жизни. Она пробивается сквозь обстоятельства и феномены нашей жизни, чтобы реализоваться в уникальную, ничем и никем не повторимую судьбу и личность. В процессе жизненной самореализации каждый человеческая душа должна достигнуть, или хотя бы приблизиться к идеальному образцу, называемому Самость. Но на пути к этому есть некоторые препятствия, которые душе следует преодолеть с положительным для нее результатом. Эта первое препятствие – Архетип Тени (далее Тень).

Каждый человек в этом мире рождается с определенным набором талантов, способностей, наклонностей, черт. Ребенок еще только родился, а в нем заложено огромное количество потенциальных программ развития. И все эти программы развития имеются вне зависимости от пола ребенка, его расы, места рождения и прочих внешних обстоятельств. Но, в силу наших историко-культурных и социальных факторов, нам всем приходится играть ту или иную социальную роль. Это, безусловно, накладывает мощнейший, а, часто, решающий отпечаток на всю нашу жизнь. Так, если человек родился девочкой, то весь социум, начиная с родителей, и заканчивая окружающими не знакомыми людьми, начинают развивать те черты характера, которые присущи именно женщине. А куда девать четы характера и способности, присущие мужчинам? Они с самого рождения подавляются прививаемыми человеку моделями поведения, которые выражаются в разрешениях и запретах, общественном мнении и взаимоотношениях между полами.

Так врожденные мужские черты характера девочки удаляются с внешнего плана и уходят глубоко внутрь психики. Их удалить или уничтожить – невозможно. Обособившись, они либо засыпают до момента, когда какое-либо переживание их разбудит, либо вокруг какой-либо способности формируется личность или множество личностей. Такую личность в аналитической психологии называют «ТЕНЬ». Она персонифицируется (приобретает образ сначала животного, потом человека), и появляется в сновидениях. Тень появляется в сновидениях тогда, когда ресурсов нашего сознания не хватает для решения какой-то жизненной проблемы. Часто, появление Тени знаменует начало определенного этапа нашего развития как в душевном, так и в объективном плане.

Тень в сновидениях, как правило, появляется по следующей схеме. Сначала это животное или монстр, который пугает, угрожает и бросает вызов. Затем она приобретает образ человека одного с нами пола. Но этот человек отвратительный и злой. Далее развитие Тени приводит ее к образу человека одного с нами пола, который вызывает жалость. Мы на него смотрим свысока. Потом Тень приобретает образ малозначительного знакомого. Мы даже удивляемся, увидев его в сновидении. Ведь мы уже, практически, забыли кто это такой. Затем Тень появляется в виде людей одного с нами пола, которых мы любим. После этого Тень фактически сливается с нами и становится частью нас самих. Это Тень в наших снах больше появляться не будет, так как та черта характера, которую она олицетворяет, стала органичной частью нашей личности (интегрировалась в нашу душу). Таким образом, в сновидениях люди сталкиваются с сюжетами, которые разыгрывают ситуации, необходимые для собственного развития. Тот же принцип сохраняется и в сказках.

О Тени и ее значении в нашей жизни можно писать очень долго, приводить тысячи примеров из жизни. Но главное, что нужно о ней знать для толкования сказок и сновидений – это то, что Тень является первой ступенью роста души в ее восхождении к полноте. Тень – это необходимая часть целостности. Без нее невозможно пройти путь индивидуции. Да что пройти? Даже начать его без интеграции Тени – невозможно. Тени нас преследуют всю жизнь, так как являются коллективным феноменом. Интегрировать все заложенные в нас качества до конца – невозможно. В нашем бессознательном есть такие, которые так чужды нам, что интегрировать их в нашу личность нет никакой возможности. Такие качества в бессознательном ассоциируются со злом. Но злом они представляются только в социальном плане.

В сказках и сновидениях к образам Тени можно отнести бесконечное множество героев. Перечислим только некоторые: все животные (мышка, заяц, лиса, волк, медведь, некоторые птицы), всевозможные люди одного с героем пола, некоторые люди противоположного пола.

Вторым Архетипом развития души после Тени, выступает смешанный Архетип, который в аналитической психологии получил название «Анима/Анимус». В сновидениях и сказках этот Архетип выступает в образе людей противоположного пола. Он сам по себе безличен и демонстрирует нам бессознательное содержание в двух аспектах: как характеристики Тени, которые мы относим к противоположному полу; как воплощение взаимоотношений (функция) личности с коллективным бессознательным.

Почему этот Архетип так странно называется? Потому что его создатель решил уйти от религиозного понимания души и обозначил ее в философском стиле исходя из того, что мужчины воспринимают свою душу, как женскую, а женщины, как мужскую. Отсюда мы имеем двойственное название. Таким образом Анима – это женская часть мужской души, а Анимус – мужская часть женской души. Именно эти, можно сказать, подчиненные части мужской и женской души, вытесненные из объективной реальности в коллективное бессознательное, являются «дверью» к ощущению божественных состояний. Именно через них наше сознание способно проникнуть в мифологический слой коллективного бессознательного, в мир магии, куда погружаются великие мистики, маги, йоги, шаманы и святые.

К фигурам Анимы/Анимуса в сказках и сновидениях относят образы всех людей противоположного пола. Поэтому необходимо прослеживать взаимоотношения, чтобы выяснить: кто чей Анимус, и кто чья Анима?

Следует отметить, что в сказках все три Архетипа роста души присутствуют всегда. Они же, наряду с Эго, являются главными героями всех сказочно-мифологичеких сюжетов, имеющихся в мировой